Rambler's Top100    

Главная страница

Новости

Биография

Фильмография

Публикации в прессе

Цитаты

Фотоальбом

Ссылки

Империя солнца / Empire of the Sun
Последнее обновление - 13 марта 2005

Режиссер – Стивен Спилберг, сценаристы – Том Стоппард и Менно Мейерс, продюсеры – Стивен Спилберг, Фрэнк Маршалл и Кэтлин Кеннеди, оператор – Аллен Давио, монтажер – Майкл Кан, композитор – Джон Уильямс, художник-постановщик – Норман Рейнольдс, художник по костюмам – Боб Рингвуд, художественное оформление – Фред Хоул, декорации – Гарри Кордвелл.

В ролях:

Кристиан Бейл (Джим)
Джон Малкович (Бэйси)
Миранда Ричардсон (миссис Виктор)
Найджел Хейверс (доктор Роулинс)
Джо Пантолиано (Фрэнк Демэрест)
Лесли Филипс (Макстон)
Масато Ибу (сержант Нагата)
Эмили Ричард (мать Джима)
Руперт Фрейзер (отец Джима)
Питер Гейл (мистер Виктор)
Такаторо Катаока (юноша-пилот)
Бен Стиллер (Дейнти)
Роберт Стивенс (мистер Локвуд)

США, 1987.
Продолжительность 154 минуты.

Неофициальный сайт:

- www.geocities.com/.../sun/

Издан в России:

- на DVD (Region 5, Мост-Видео)
- на VHS (Мост-Видео)

Рецензии:

- www.interkino.ru
- www.kino.vrn.ru
- www.cinemahome.ru
- smotrisuda.narod.ru

Разные ссылки:

- Информация о DVD фильма
- Скачать фильм (DivX)
- Информация о саундтреке
- Скачать саундтрек
- Сайт о фильмах Спилберга
- Русский сайт Стивена Спилберга
- Статья о творчестве Спилберга
- Страница Джеймса Балларда
- "Империя солнца" с философской точки зрения
- Киноляпы

Купить книгу:

- на "Озоне" (251 руб)
- на "Болеро" (171 руб)

Кадры из фильма
(полная коллекция скриншотов из фильма - здесь)

На съемочной площадке:

Модель истребителя P-51 "Мустанг, сделанная для съемок:
(взято отсюда)

Плакат фильма:

Польский плакат фильма:
(взят отсюда)

Стивен Спилберг:

Джеймс Баллард:

1941 год, Япония и Китай уже несколько лет вели необъявленную войну, тысячи городов и поселков захвачены японцами. Между тем в Шанхае тысячи граждан западных стран, защищенных дипломатической неприкосновенностью, продолжали жить так, как повелось с XIX века, создав вокруг себя отдельный мир, копию собственной далекой страны – с банками, отелями, церквями и поместьями в британском стиле. Но 7 декабря 1941 года этой жизни пришел конец. В этот день японские самолеты атаковали Перл Харбор, и одновременно началось массированное наступление японских войск на Шанхай. В беснующейся толпе беженцев 11-летний сын британского дипломата Джим Грэм потерял родителей и в итоге оказался в лагере для перемещенных лиц, где провел 4 года.

Фильм поставлен по одноименному автобиографическому роману британского писателя Джеймса Грэма Балларда. Он родился в 1930 году в Шанхае и четыре года японской оккупации провел вместе с родителями в лагере Лунгхуа. "Империя солнца", основанная на детских воспоминаниях писателя о годах оккупации и плена, увидела свет в 1984 году. К тому времени Баллард уже давно был одним из самых популярных и уважаемых писателей Великобритании, а его книги подняли планку фантастического произведения до уровня серьезной литературы. "Затонувший мир" (1962), "Ветер ниоткуда" (1962), "Сожженный мир" (1964), "Хрустальный мир" (1966) и другие романы Балларда и поныне входят в золотой фонд западной научной фантастики.

В "Империи солнца" все ужасы войны мы видим глазами Джима, избалованного ребенка, выросшего в роскоши, влюбленного в самолеты и, как все дети, убежденного в собственной неуязвимости. Войну он воспринимает как почти естественное условие существования. Джим не боится трупов, потому что видит их каждый день. Оставшись один, он вынужден постигать новые для себя законы выживания, но при этом остается всего лишь ребенком – открытым, любопытным и доверчивым. Он видит мир совсем иначе, чем взрослые, и все так же грезит самолетами и летчиками – причем неважно, "свои" они или японские... В 2003 году "Империя солнца" была издана на русском языке.

Стивен Спилберг прочел роман практически сразу после выхода и немедленно задумался об экранизации. К тому моменту он уже проявил себя как чрезвычайно успешный в коммерческом плане режиссер ("Челюсти" (1975), "Инопланетянин" (1982), две части "Индианы Джонса") и не менее успешный продюсер ("Гремлины" (1984), "Назад в будущее" (1985), "Балбесы" (1985), сериал "Удивительные истории" (1985)), работающий преимущественно в жанре фантастики и приключений на грани оной. В середине 80-х, обретя финансовую независимость, Спилберг решил попробовать себя в серьезном жанре. Картина "Цвет пурпура" (драма о судьбе чернокожей женщины в Америке начала XX века), вышедшая в 1985-м году, выдвигалась на 11 "Оскаров", но не получила ни одного, установив тем самым своеобразный антирекорд (фильм попал в "Книгу рекордов Гиннеса" как имевший наибольшее число номинаций на "Оскар" и не удостоенный ни одной статуэтки). Лента, однако, была прекрасно принята критиками и публикой, а в прокате собрала 98,5 млн. долларов – вполне достойная касса для камерной драмы без участия звезд. "Империя солнца" стала следующей картиной режиссера после "Цвета пурпура" и второй подряд работой на ниве "неразвлекательного" кино.

"Империю солнца", в противовес своим фантастическим картинам, Спилберг хотел снять с использованием минимума спецэффектов высоких технологий, в "старомодном" стиле классических голливудских эпосов – на натуре, с большим количеством статистов. Поначалу он даже решил ограничиться ролью продюсера, пригласив в режиссерское кресло живого классика "старомодного кино" Дэвида Лина ("Лоуренс Аравийский"). Однако Лин отверг предложение (по слухам, одной из причин отказа стало его нежелание ехать на съемки в Китай), и тогда Спилберг сам занялся постановкой.

Формально "Империя солнца" не имеет отношения к фантастическому жанру, однако Спилберг, читая роман, не воспринял его как полностью реалистическое произведение: "У меня было ощущение, что половина романа – в общем и целом, правда, а половина – ложь, в том смысле, что многие детали были искажены детским восприятием Балларда", - говорил он о книге.

Адаптировать роман был приглашен известнейший британский драматург Том Стоппард, автор пьес "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (1966), "Подлинный инспектор Хаунд" (1968), "Травести" (1974), "Ночь и день" (1979), "Настоящее" (1982) и номинант на "Оскар" за сценарий "Бразилии" Терри Гильяма. Впоследствии Стоппард еще не раз работал со Спилбергом, доводя до ума сценарии "Всегда" (1989) и "Индианы Джонса и последнего крестового похода" (1989), но настоящий звездный час наступил для него в 1999 – он получил "Оскар" и приз Берлинского кинофестиваля за сценарий "Влюбленного Шекспира".

Над сценарием "Империи солнца" Стоппард работал почти год – сначала в одиночестве, а потом при участии Менно Мейерса, автора сценария "Цвета пурпура" и "Удивительных историй" (в титрах его имя указано не было). Окончательная версия легла на стол к Спилбергу чуть ли не одновременно с началом съемок. Тем временем тот искал своего Джима Грэма. Впоследствии режиссер говорил в интервью, что им просто повезло: выбранный почти наугад мальчишка оказался прирожденным актером. Сам же Кристиан Бейл, повзрослев, любил рассказывать журналистам, что попал в "Империю солнца" исключительно благодаря протекции тогдашней жены Спилберга, Эми Ирвинг (Кристиан снимался с ней в мини-сериале "Анастасия, тайна Анны"). Но это была всего лишь шутка: Кристиан работал в "Анастасии" и проходил пробы на роль Джима одновременно. "Спилберг даже сказал мне потом, что ему не понравилось, как я сыграл в "Анастасии", - признавался Кристиан. Однако это не помешало режиссеру, отсмотрев 4000 претендентов, остановить свой выбор на 12-летнем Кристиане Бейле.

Остальные роли в картине получили британские и американские актеры, не имеющие статуса суперзвезд. Хотя в активе у Малковича (Бэйси) уже была номинация на "Оскар" за картину "Места в сердце" (Places in the Heart, 1984), настоящая известность пришла к нему позже. То же самое можно сказать о Миранде Ричардсон (миссис Виктор): в 1986 году в активе британской актрисы было лишь несколько фильмов и сериалов, зато впереди ее ждали две номинации на "Оскар" и премия Британской киноакадемии (BAFTA) за фильм "Ущерб" (Damage, 1992), а также роли в "Сонной лощине" Бертона, "Пауке" Кроненберга, "Часах" и четвертом "Гарри Поттере".

Роль доктора Роулинса исполнил весьма востребованный на родине британский актер Найджел Хейверс (в 1981 году его номинировали на BAFTA за роль в "Колесницах огня" (Chariots of Fire)). Фрэнка, подручного Бэйси, сыграл Джо Пантолиано (в прошлом у него была роль в "Балбесах" Спилберга-продюсера, а в будущем - сериал "Клана Сопрано", "Связь" и "Матрица" братьев Вачовски, "Помни" Кристофера Нолана и кинокомикс "Сорвиголова").

Других значительных взрослых ролей в фильме, в общем-то, и не было – либо же их значимость поставил под сомнение сам Спилберг. Сразу два актера - ветеран британского кинематографа, ныне покойный Роберт Стивенс (мистер Локвуд), и британец Пол МакГэнн (лейтенант Прайс) впоследствии жаловались в интервью, что большая часть материала с их участием была вырезана при монтаже.

"Империя солнца" считается во всем мире дебютом Кристиана Бейла на большом экране, но это не совсем так. Первым талантливого британского мальчика, снимавшегося до этого лишь в рекламе и нескольких телефильмах, нашел советский режиссер Владимир Грамматиков. Дебют Бейла в "Мио, мой Мио", однако, прошел незамеченным для широкой мировой общественности. Более того - по версии самого Грамматикова, факт этого дебюта сознательно замалчивался создателями "Империи солнца" с целью подчеркнуть свои заслуги в открытии юного таланта. "Он [Кристиан] ни в одном интервью не сказал, что уже снимался у режиссера Грамматикова, и получилось, что это Спилберг нашел замечательного мальчика, - рассказывал Грамматиков в 2001 году в интервью "Известиям". - А после успеха "Империи солнца" они вытащили "Мио, мой Мио" и показали в прокате [в США]. Вот что значит индустрия".

Забавный факт – в "Империи солнца" нашлось место не только Юм-Юму (именно эту роль сыграл Бейл в экранизации повести Линдгрен), но и самому Мио – мальчик, который украл картофелину, никто иной как Николас Пикард, исполнивший главную роль в картине Грамматикова. Еще одного персонажа-ребенка сыграл в картине ныне всемирно популярный актер и режиссер Бен Стиллер (это была его первая роль в кино).

Музыку к фильму написал постоянный композитор Спилберга Джон Уильямс. Во многом благодаря работе со Спилбергом Уильямс смог записать в свой актив 43 (!) номинации на "Оскар" (10 из них – за работу со Спилбергом). Первый раз Уильямса выдвигали на эту награду в 1968 году, последний – в 2005. Пять статуэток Уильямс получил – за картины "Скрипач на крыше" (1972), "Челюсти" (1975), "Звездные войны" (1977), "Инопланетянин" (1982) и "Список Шиндлера" (1993). Помимо музыки Уильямса, в картине звучит валлийская колыбельная песня "Suo Gan". По утверждению режиссера, он выбрал эту композицию, потому что Кристиан Бейл родом из Уэльса. Однако самому спеть "Suo Gan" Бейлу не доверили: ее исполнил юный певец Джеймс Рейнберд в сопровождении детского хора The Ambrosian.

Оператором "Империи солнца" стал Аллен Давио. Он также уже работал со Спилбергом – над короткометражкой "Иноходью" (Amblin', 1968), одной из первых работ режиссера, а также над "Сумеречной зоной", "Удивительными историями", "Инопланетянином" и "Цветом пурпура". За две последних картины Давио выдвигался на "Оскар" (также номинировался за "Авалон" (1990) и "Багси" (1991), а последней работой Давио на сегодняшний день стал "Ван Хельсинг"). Чтобы оператор (американец) мог снимать в Англии, для него пришлось получать специальное разрешение на работу.

Монтаж режиссер также доверил одному из своих постоянных соратников, Майклу Кану ("1941", "Искатели потерянного ковчега", "Цвет пурпура"). Свой первый "Оскар" Кан получил за "Искателей…", а следующие два – за "Список Шиндлера" и "Спасение рядового Райана". Художником-постановщиком картины стал Норман Рейнольдс (лауреат "Оскара" за "Звездные войны" и "Искателей потерянного ковчега"), а художником по костюмам – Боб Рингвуд, до "Империи солнца" сравнительно неизвестный ("Экскалибур", "Дюна"), зато после прославившийся костюмами к "Бэтмену" и его продолжениям. В 2005 году Рингвуд был номинировал на "Оскар" за "Трою" (это была единственная категория, в которой картину выдвигали). Что касается остальной съемочной группы, она (большая редкость для американского фильма) практически целиком состояла из британцев.

Съемки фильма начались в марте 1987 года и проходили в Китае, Англии и Испании.

Спилберг долго вел переговоры с властями Китая, добиваясь разрешения на съемки в Шанхае, которые представлялись режиссеру совершенно необходимыми, и в конце концов такое разрешение было получено. Город, как это ни странно, почти не изменился с 1941 года, однако кое-какая работа для художников и декораторов все же осталась. В особенности это касалось надписей – после войны китайские иероглифы были сильно упрощены, поэтому если в кадре должна была присутствовать какая-нибудь надпись, ее приходилось заменять. Для съемок сцен панического бегства жителей из столицы некоторые улицы и перекрестки Шанхая были перекрыты, а всего в этих сценах участвовало около 10000 статистов.

Хотя представители китайской киноиндустрии оказывали постановке всяческую поддержку, в некотором отношении работать в Шанхае оказалось чрезвычайно сложно. Например, оператор Аллен Давио вообще не имел возможности просматривать отснятый здесь материал, поскольку пленку отправляли для проявки в Лондон (использовать лаборатории в Гонконге или Токио помешал... языковой барьер), а ее возвращение было сопряжено с огромными сложностями и затратами, связанными с прохождением таможни. Хуже всего в таком положении, по словам Давио, было работать над сценами с дымом и пиротехникой, а таких сцен хватало. "Дым – весьма непостоянная субстанция, - рассказывал оператор. - Никогда не знаешь, насколько плотно он застилает вид в том или ином моменте. Приходилось полагаться исключительно на собственное зрение. А что делать, я был не первым, кто работал в такой ситуации. Сомневаюсь, что Фредди Янг мог просматривать готовый материал "Лоуренса Аравийского. Он ежедневно получал из лаборатории телексы, у меня же было еще и такое преимущество, как телефон. Сейчас, в эпоху спутниковой связи, подобных проблем, наверное, не возникает вовсе".

Облачное небо над Шанхаем было не случайным капризом погоды, запечатленным на пленку, а сознательным выбором оператора, продиктованным художественными соображениями. Низкие облака создавали в кадре атмосферу надвигающейся опасности - атмосферу, которой город, по фильму, был буквально пропитан.

Также в Шанхае была снята практически единственная студийная сцена картины – момент, когда голодный и усталый Джим находит убежище в каюте Бэйси. Помещение каюты представляло собой декорацию, выстроенную в Шанхайской киностудии. "За все время съемок мы работали в студии только два-два с половиной дня, все остальное время съемки проходили на натуре, - вспоминает оператор. - Несколько сцен снималось на фоне голубого экрана, но не в студии, а в переоборудованном для этих целей складе в Требухене, Испания.

Но, прежде чем перебраться в Испанию, съемочная группа фильма несколько недель работала в Англии. Здесь, в предместье Лондона под названием Саннингдейл, снимались довоенные сцены в особняке родителей Джима и на рождественской вечеринке в соседнем поместье, а также сцена в японском центре временного содержания пленных (работа над ней проходила на территории заброшенного газового завода). В "рождественской" сцене снялся в небольшой роли автор романа Джеймс Баллард (правда, в окончательной версии фильма он остался за кадром). Надо заметить, что писатель не покидал площадку на протяжении всего времени съемок, внося свой посильный вклад в работу над фильмом. В утверждении Кристиана Бейла на роль Баллард не участвовал, но в итоге остался доволен выбором Спилберга. "Я был поражен, насколько мальчик похож на меня в детстве", - говорил писатель.

Следующим этапом работы над фильмом стали съемки на юге Испании, в Хересе. Здесь, буквально на пустом месте, была построена самая масштабная декорация фильма – лагерь Су Чоу и прилегающий к нему военный аэродром. Именно здесь снималась одна из ключевых сцен картины – налет на аэродром американской авиации. Специально для нее было создано несколько радиоуправляемых моделей истребителей P-51, известных как "Мустанги". Правда, после выхода "Империи солнца" у них появилось еще одно прозвище – "Воздушные "Кадиллаки": именно так в фильме называет эти самолеты Джим. Модели были выполнены в 1/3 натуральной величины и по-настоящему уничтожались в кадре. Обломки одного из "Мустангов" Стивен Спилберг взял себе на память о съемках.

Еще один тип самолета, который можно увидеть в фильме – японские истребители Zero. Часть из них – также модели (одна из них хранится сейчас в музее авиации в Чинно, Калифорния). Использовался в картине и настоящий самолет, однако это был не Zero, а видоизмененный американский тренировочный самолет AT-6 Texan (в Британии, Новой Зеландии и Канаде эту модель называют Harvard). Изменения коснулись крыльев, кабины (она была переделана в одноместную) и вооружения – самолет был оснащен пулеметами на капоте и крыльях. Пилотировал его опытный летчик Том Данахер (впоследствии он много работал в кино - в его фильмографии картины "Из Африки", "Эйр Америка", "Белый охотник, черное сердце", "Скалолаз", "Золотой глаз", "Испанский узник"). Данахер появляется в фильме и в качестве актера – в эпизодической роли полковника Маршалла.

Уже после окончания основной работы над фильмом потребовалось провести досъемки. Они прошли в США, в Бейкерсфилде. Таким образом, формально натурой для фильма послужили территории четырех стран на трех разных континентах.

По словам Кристиана Бейла, на тот момент он вряд ли осознавал масштабность проекта и все значение роли, которая ему досталась. Как и всякому ребенку, на полгода оторванному от дома, съемки дались ему тяжело. "Прежде чем мы уехали в Шанхай, мой отец сказал мне: "Это может стать совершенно удивительным опытом, а может – худшим событием в твоей жизни". И на съемках были моменты, когда я желал, чтобы этого никогда не случалось", - вспоминал актер.

Фильм вышел на экраны 11 декабря 1987 года, в разгар "наградного" сезона, однако реакция критиков оказалась неожиданно прохладной. Признавая техническое мастерство, с которым сделана картина, многие рецензенты, однако, упрекали "Империю солнца" в отсутствии цельности и смысла, недостатке психологизма, излишнем пафосе и невнятной морали. Кое-кому фильм, вышедший с прокатным рейтингом RG-13 ("дети до 13 лет допускаются только в сопровождении взрослых") показался к тому же слишком "попсовым" по сравнению с романом. В целом картина довольно точно следует сюжету книги, однако многие крайне натуралистичные сцены романа Спилберг предпочел оставить за кадром. При этом сам Баллард, напротив, остался доволен экранизацией. "Во многих отношениях Спилберг – Пуччини современного кинематографа, - заявил писатель. – Возможно, некоторым его работы кажутся слишком сладкими, но зато какие там мелодии! Какие оркестровки! Какой каскад эмоций!"

Сдержанный тон критических отзывов, как правило, сменялся на восторженный, когда речь заходила о работе в картине юного Кристиана Бейла. Чтобы отметить его игру, Национальная Ассоциация Кинокритиков даже учредила специальную номинацию - "Выдающаяся работа молодого актера". Сам Кристиан, однако, впоследствии неоднократно подчеркивал, что почти никакой его заслуги в этой роли нет, что в тот момент он ничего не смыслил в профессии и был лишь глиной в руках талантливого режиссера, известного, к тому же, своим умением работать с детьми. "Это сейчас, когда уже пришел какой-то опыт, когда уже знаешь, что это такое – сниматься в кино, представляешь себе весь процесс, можно говорить о каком-то сознательном подходе, - говорил он. - А тогда я просто делал то, что от меня требовалось в конкретный момент". Кроме награды Национальной Ассоциации Кинокритиков, Кристиан также получил за роль Джима премию Young Artist Awards в категории "лучший молодой актер в драме".

"Империя солнца" считается едва ли не первой кассовой неудачей в карьере суперуспешного в коммерческом плане режиссера Стивена Спилберга. И действительно, при бюджете 38 млн. долларов фильм собрал в американском прокате только 22,2 млн. – меньше заработал только "Шугарлендский экспресс", первый полнометражный кинофильм Спилберга. При этом "Империя солнца" прекрасно прошла в международном прокате (43,6 млн.), а общие сборы картины в итоге почти в два раза превысили ее бюджет. Но Спилберг все равно был разочарован реакцией публики и прессы на свое творение. Добавили масла в огонь и коллеги – выдвинутый на шесть второстепенных "Оскаров" (за операторскую работу, музыку, монтаж, художественное оформление и декорации, костюмы и звук), фильм не получил ни одной статуэтки. Признание картины в Британии (фильм получил три премии BAFTA – за операторскую работу, музыку и звук, и еще в трех категориях номинировался, в том числе и за сценарий) не утешило режиссера. Шесть лет спустя, взяв реванш со "Списком Шиндлера" (7 "Оскаров" в главных номинациях), Спилберг заявил, что при всем очевидном сходстве сюжетов он считает предтечей "Списка Шиндлера" вовсе не "Империю солнца", а скорее "Цвет пурпура".

Но если именитому режиссеру внимания, оказанного его проекту, показалось недостаточно, для юной звезды картины шумиха вокруг "Империи солнца" показалась даже чрезмерной. Необходимость давать многочисленные интервью (а в поддержку фильма был организовано мировое турне) доводила юного актера едва ли не слез и навсегда убила в нем вкус к общению с прессой. Оценивая впоследствии роль "Империи солнца" в своей карьере, Кристиан признавал, что без этой картины он мог бы и не стать профессиональным актером, но в то же время подчеркивал, что успех в столь раннем возрасте в дальнейшем скорее вредил, чем помогал ему в работе. "Я хорошо помню, как мне внушали: "Запомни, Кристиан, тебе больше никогда не видать таких ролей! Это бывает раз в жизни! Вряд ли тебе еще когда-нибудь так повезет!", - объяснял он. – Конечно, это на меня давило".

Картина Спилберга привнесла в жизнь Бейла и еще один негативный фактор - неожиданно Кристиан обнаружил, что популярность означает всякое отсутствие анонимности. "Вернувшись в Борнмут, я вдруг выяснил, что меня знают решительно все – кто я такой, откуда я, - рассказывал он. - Я дрался с совершенно незнакомыми мальчишками, которые подходили ко мне и говорили: "Ну что, ты и есть тот самый сраный актер?" Или я вдруг узнавал, что некоторые девочки всем рассказывают, что я назначаю им свидания. Так что я проводил большую часть времени, пытаясь стать человеком-невидимкой". Под влиянием всех этих обстоятельств Кристиан не только не попытался развить столь громкий успех, но, напротив, захотел на время расстаться с кинематографом. Родители не стали настаивать, чтобы он продолжил карьеру, и следующие два года Бейл учился в закрытом колледже. На съемочную площадку он вернулся лишь в 1989 году, в фильме "Генрих V" Кеннета Браны.

Не слишком хорошо принятая критиками, почти не получившая наград и провальная с точки зрения кассы, спустя 14 лет "Империя солнца" вышла на DVD и пережила в буквальном смысле слова второе рождение - и зрители, и критики в один голос заговорили о самой недооцененной и забытой работе Спилберга. Кристиан Бейл к тому времени заработал репутацию серьезного драматического актера, и многие совершенно другими глазами посмотрели на его игру в "Империи солнца". Стало ясно: Стивен Спилберг снял картину, опередившую свое время, ленту, которой воздали должное лишь годы спустя.

В качестве дополнительного материала на DVD-издании вышел документальный фильм "Китайская Одиссея: фильм Спилберга "Империя Солнца", 49-минутная лента, материал для которой снимался одновременно с производством фильма. Режиссером "Одиссеи" стал Лес Мейфилд ("Флаббер", "Американские герои"), а закадровый текст читал Мартин Шин. Это не просто "фильм о фильме", но полноценная документальная лента, в которой проводятся параллели между работой над фильмом и историей Шанхая, Баллард вспоминает реальные события тех лет, а Спилберг, жесткий на площадке, в перерывах между дублями с удовольствием общается с 13-летним Кристианом. Очень жаль, что на российском лицензионном DVD "Империи солнца", изданном в 2002 году, для этой документальной картины не нашлось места.

© . Все права защищены.

 

liveinternet.ru: показано число посетителей за сегодня  

Реклама:
Hosted by uCoz