Главная страница

Новости

Биография

Фильмография

Публикации в прессе

Цитаты

Фотоальбом

Ссылки

Маленькие женщины / Little Women
Последнее обновление - 10 апреля 2005

Режиссер – Джиллиан Армстронг
Сценарист – Робин Свикор
Продюсер – Дениз Ди Нови
Оператор Джоффри Симпсон
Композитор – Томас Ньюмен
Монтаж – Николас Боман
Художник-постановщик – Ян Рулфс
Художественное оформление – Джим Эриксон
Художник по костюмам – Колин Этвуд

В ролях:

Вайнона Райдер (Джо Марч)
Трини Альварадо (Мег Марч)
Клэд Дейнс (Бет Марч)
Кирстен Данст (Эми Марч)
Саманта Мэтис ( взрослая Эми Марч)
Кристиан Бейл (Лори)
Сюзан Сарандон (миссис Марч)
Гэбриэл Бирн (Фридрих Байер)
Эрик Штольц (Джон Брук)
Джон Невилл (мистер Лоуренс)
Мэри Викерс (тетя Марч)
Алан Робертсон (доктор Бэнгс)
Мэттью Уокер (мистер Марч)
Донал Лог (Якоб Мейер)

США, 1994 год.
Продолжительность – 115 минут.

Страница фильма на IMDB

Неофициальный сайт:

- victorian.fortunecity.com/literary/
- www.geocities.com/Hollywood/../littlewomen

Издан в России:

- не издавался

Издан в США:

- на видео (25 июня 2002)
- на DVD Region 1 (3 июня 2003)

Купить DVD Region 1:

- на "Озоне"
- в магазине "Пурпурный легион"
- на Amazon.com

Рецензии:

- www.aktobekino.com
- www.kmr.kemsu.ru
- zhurnal.lib.ru
- tio.agava.ru
- www.videoguide.ru

Роман Луизы Олкотт:

- сайт романа (на англ.)
- скачать на русском языке (в двух частях – "Маленькие женщины" и "Хорошие жены")
- скачать (на англ.)
- почитать в интернете

Разные ссылки:

- русский сайт Вайноны Райдер
- анонс фильма на НТВ-Плюс
- статья о съемках (на англ.)

Кадры из фильма
(полная коллекция скриншотов из фильма - здесь)

Christian Bale in Little Women

Christian Bale in Little Women

Christian Bale in Little Women

Christian Bale in Little Women

Christian Bale in Little Women

Christian Bale in Little Women

Christian Bale in Little Women

Christian Bale in Little Women

Christian Bale in Little Women

Christian Bale in Little Women

Кристиан Бейл в образе Лори:

Кристиан Бейл в дополнительных материалах на DVD:

Лори в анимэ 1987 года:

Луиза Мэй Олкотт:

 

Сестры Мег, Джозефина, Бет и Эми Марч живут в Конкорде, штат Массачусетс. Идет Гражданская война, и семейству Марч приходится нелегко: отец воюет, а вся забота о доме ложится на плечи матери. Но девочки не унывают. Они стараются справляться с трудностями сообща и всегда помнить о том, что семья - их главная опора и поддержка. Порой это не легко, ведь сестры очень разные: Мег – самая "правильная" и романтичная, Джо – настоящий сорванец в юбке (она пишет рассказы и мечтает когда-нибудь выпустить целую книгу), Бет – тихоня с добрейшим сердцем, а младшая, Эми – легкомысленная, кокетливая, но по-своему мудрая. Знакомство сестер с соседом, юным Теодором Лоуренсом, перерастает в крепкую дружбу. Вместе сестры Марч и Лори проходят через радости и горести, мечтают о будущем и постигают нелегкую науку взросления.

Роман Луизы Мэй Олкотт "Маленькие женщины" впервые увидел свет в 1868 году, а в следующем году вышло его продолжение, "Хорошие жены" (сейчас две повести считаются двумя частями одного произведения). Многие детали романа автобиографичны, а прототипом Джо Марч выступила сама писательница. Как и Джо, Луиза выросла в годы Гражданской войны в Конкорде, штат Массачусетс, у нее было три сестры, и она с детства открыла в себе талант к сочинительству. Написанные по просьбе издателя как "книга для девочек", "Маленькие женщины", при всей своей традиционности, выгодно отличались от тогдашней сентиментально-нравоучительной литературы для юношества.

Одна из первых женщин-литераторов, признанных в США, Олкотт наделила свою героиню живым характером, талантом и упорством – качествами, прежде несвойственными книжным персонажам женского пола. Роман принес писательнице мировую славу и стал в Америке такой же классикой, как у нас "Анна Каренина": сюжет "Маленьких женщин" в общих чертах знаком там каждому образованному человеку. Неплохо знают роман Олкотт и в других западных странах и даже в Японии (свидетельство чему – два японских мультфильма, 1987 и 1993 годов). В России, однако, "Маленькие женщины" вышли только в 2000 году издательстве "Лениздат" (в рубрике "Незнакомая классика"), причем первая часть, повествующая о детстве и юности сестер Марч, оказалось более востребованной, чем продолжение, и несколько раз переиздавалась отдельно в расчете на юных читателей (в том числе и виде пересказа для самых маленьких).

Картина Джиллиан Армстронг стала восьмой по счету полнометражной киноадаптацией "Маленьких женщин", если считать две черно-белые немые картины, появившиеся одна за другой еще на заре кинематографа (в 1917 году в Британии и в 1918 году в США). Самая известная из последующих экранизаций - фильм 1933 года режиссера Джона Кьюкора. Кэтрин Хэпберн, сыгравшая Джо, получила за эту роль "Золотую медаль" на Международном кинофестивале в Венеции. Кроме того, лента Кьюкора удостоилась "Оскара" за музыку и еще в двух престижных категориях номинировалась (лучший фильм и лучший режиссер). В "Маленьких женщинах" 1949 года юную Эмми Марч сыграла 17-летняя Элизабет Тейлор, а версия 1978 года, снятая для ТВ, выдвигалась на "Золотой глобус" как лучший телефильм и получила "Эмми" за художественное оформление. Кроме того, роман Олкотт стал сюжетной основой для трех телесериалов (1950, 1958 и 1970 годов) и двух уже упомянутых японских анимэ.

Выйдя на экраны в декабре 1994 года, новая экранизация "Маленьких женщин" отнюдь не затерялась на фоне именитых предшественниц: критики дружно объявили фильм Джиллиан Андерсон едва ли не лучшей киноверсией романа. Зрители в общем и целом согласились с такой оценкой - фильм собрал в прокате США около 50 млн. долларов (очень неплохо для костюмной мелодрамы с бюджетом всего 18 миллионов) и даже поставил небольшой кассовый рекорд, не превзойденный до сих пор – "самое низкое падение сборов во вторые выходные проката" (фильм собрал на 181% больше, чем в первые пятницу, субботу и воскресенье). К хорошим отзывам прессы и зрительскому вниманию прибавилось 3 номинации на "Оскар" (за игру Вайноны Райдер, костюмы и музыку), после чего стало очевидно – написанный почти полтора века назад роман до их пор интересен публике.

Хотя картина Андерсон остается пока последней экранизацией романа, с1994 года у книги появилось еще две адаптации – опера 1998 года и одноименный бродвейский мюзикл (2005). Так что можно не сомневаться - Голливуд (да еще при современном кризисе идей) еще не раз вернется к "Маленьким женщинам".

Обычно рядом с названием фильма принято писать фамилию режиссера или, в крайнем случае, продюсера, но "Маленьких женщин"-1994 с полным правом можно назвать "фильмом Вайноны Райдер". Именно она была инициатором и главной движущей силой всего проекта. Книгу Вайнона прочла еще в 12 лет, в 17 снялась в скандальной картине "Огненные шары" (Great Balls of Fire!, 1989) в роли малолетней любовницы Джерри Ли Льюиса, а в 23 года уже была звездой Голливуда. "Сомневаюсь, что без Вайноны этот фильм вообще вышел бы не экраны", - сказала продюсер "Маленьких женщин", Дениз Ди Нови. Вайнона уже работала Ди Нови над "Хизерами" (Heathers, 1989) и "Эдвардом Руки-Ножницы" (Edward Scissorhands, 1990), а три года спустя предложила ей вместе заняться адаптацией Маленьких женщин". Вскоре нашелся и сценарий – да такой, какого ни Райдер, ни Ди Нови даже не ожидали обнаружить: на первом плане в нем были не влюбленности и матримониальные планы "маленьких женщин", а образ Джо и ее мечта стать писательницей. Именно такую героиню и хотела сыграть Вайнона Райдер.

Австралийку Джиллиан Армстронг в качестве режиссера выбрали не случайно: в свое время она сняла картину "Моя блестящая карьера" (My Brilliant Career, 1979) - историческую мелодраму о девушке, мечтающей стать писательницей и ради этого жертвующей выгодным браком. Армстронг сначала отказалась от предложения – ей не хотелось снова работать над похожей темой, – но потом все-таки передумала. Чтобы чувствовать себя "в материале", режиссер изучила всю историю Гражданской войны в Америке и, конечно, прочла роман. Книга поразила ее своей актуальностью: "Меня называли современной феминисткой, вложившей близкие мне слова в уста вымышленных героинь, - говорила она в интервью после выхода фильма. - Но в том-то и дело, что все эти слова были в романе. Олкотт была удивительно честна со своими читателями, никто в то время не писал о женщинах так, как она. Ее книга поразительно точна в описании того, что значит быть молодой девушкой и сестрой, ее героини бывают не только милы, они сражаются, они терпят неудачи".

Актрис на роли "маленьких женщин" подбирали по двум критериям: 1) сходство с Вайноной Райдер (вопрос о том, кто сыграет Джо, естественно, даже не обсуждался) и 2) попадание в образ книжных героинь. Роль старшей сестры, Мэг, получила 27-летняя Трини Альварадо ("Бэйб"). Она прочла книгу в десятилетнем возрасте, видела чуть ли не все предыдущие киноверсии "Маленьких женщин" и, конечно, всегда мечтала сама исполнить роль одной из сестер Марч. Несмотря на подобный энтузиазм и солидный багаж знаний, Трини, как и все, участвовала в пробах.

Роль Бет досталась дебютантке Клэр Дейнс. Она только что закончила работу в сериале "Моя так называемая жизнь" (My So-Called Life), но на экраны картина еще не вышла. Дейнс посоветовал взять на роль продюсер сериала Скотт Винант (он сам хотел стать режиссером "Маленьких женщин" и, даже упустив этот шанс, продолжал пристально следить за проектом).

На роль младшей сестры, Эми Марч, пробовалась 14-летняя Кристина Риччи ("Семейка Адамс"), но Армстронг в итоге отдала предпочтение Кристен Данст, которая больше подходила по возрасту и к тому же была блондинкой, как и ее героиня. Готовясь к пробам, 12-летняя актриса прочла роман четыре раза! Теперь трудно сказать, как смотрелась бы в этой роли Риччи, а вот работа Кирстен оказалась едва ли не самой яркой в картине. За роль Эми она заслуженно получила Young Artist Awards, вчистую переиграв свою куда более взрослую коллегу Саманту Мэтис (Эми в юности). Самые заметные роли до "Маленьких женщин" Мэтис сыграла в "Сделай погромче" (Pump Up the Volume, 1990) с Кристианом Слейтером и "То, что называют любовью" (The Thing Called Love, 1993) с Ривером Фениксом, с обоими партнерами крутила романы и частенько попадала в колонку светской хроники. Она даже была в клубе с Ривером Фениксом в ночь его смерти. Еще один значимый фильм в карьере Мэтис – "Американский психопат", где актрисе вновь довелось сыграть с Кристианом Бейлом.

Гэбриел Бирн получил роль в картине исключительно благодаря собственной настойчивости. Он проявлял такой интерес к проекту, что Армстронг, не видевшая для него "вакансии", согласилась встретиться с актером и в итоге признала, что из него выйдет неплохой профессор Байер. Интересно, что до этого Бирн уже встречался на съемочной площадке с Кристианом Бейлом – они вместе снимались в фильме "Принц Ютландии".

Вайнона Райдер принимала самое непосредственное участие в работе над фильмом, вникая буквально в каждый аспект постановки, в том числе и в процесс подбора актеров. В частности, актриса активно поддержала кандидатуру Клэр Дейнс и лично приняла одно судьбоносное для картины решение – настояла на том, чтобы роль Лори отдали британцу Кристиану Бейлу, абсолютно не знакомому с текстом романа. Больше того – он даже не слышал о такой книге! "Мы в Англии читали "Повелителя мух", - объяснял актер. - В первый же вечер в Ванкувере Джиллиан и я отправились выпить по стаканчику, и она что-то сказала о фильме, уже не помню, что именно, а я смотрел на нее и думал: "Черт, я представления не имею, о чем ты говоришь". Кристиан, как и все, проходил пробы и был утвержден на роль, а уже потом узнал, что на пробы его фактически пригласила Вайнона Райдер. "Кажется, она видела все мои фильмы", - говорил он.

Джиллиан Армстрон не пришлось жалеть о сделанном выборе. "Кристиан - не только замечательный, очень киногеничный актер, он еще и хороший человек, и это отразилось в нашей картине", - скажет потом режиссер "Маленьких женщин".

Верный друг детства сестер Марч, по ходу повествования Лори переживает период увлечения каждой из них, кроме разве что тихони Бет. В начале фильма он заглядывается на Мег, а потом начинает ухаживать за Джо, но она воспринимает его лишь как друга или брата. Ближе к концу фильма, уже взрослым мужчиной, Лори встречается с Эми и обнаруживает, что она превратилась в обворожительную женщину. 20-летний Кристиан сыграл и юного, и повзрослевшего Лори. "Это было забавно, - говорил он о своем герое. - Поначалу такой невинный, очаровательный мальчик, который даже не знает, что делать, когда Джо его отвергает, он превращается в обольстителя с флягой спиртного в кармане и с сигаретой в руках". Впоследствии Бейлу еще дважды придется играть одного персона в двух и даже в трех возрастах – в "Метролэнде" и "Velvet Godmine".

"Во время съемок фильма я испытывал невероятной силы собственнические чувства, - рассказывал Кристиан. - Вайнона, Трини Альварадо, Саманта Мэтис, Клэр Дейнс, Кирстен Данст, Джиллиан… У меня было чувство, что я - единоличный владелец сокровищницы. Я был там месяц и испытал что-то вроде обиды, когда приехал Эрик Штольц. Скажу вам, я выбрал правильную профессию. Интимность устанавливается так легко... Когда встречаешь кого-то, кто имеет мужество быть актрисой, на прослушивании, это хороший способ узнать друг друга поближе. А репетиции – это еще лучше".

Помимо репетиций, участники проекта, готовясь к съемкам, брали уроки шитья, вязания и произношения, характерного для XIX века, а также этикета и танцев. Это тоже очень сближало. "Да, нам пришлось нелегко, - вспоминал Кристиан в интервью, которое они давали вместе Самантой Мэтис. - Нежно поцеловать женскую ручку вот здесь, с тыльной стороны ладони... Мы очень много репетировали эту сцену, верно?!" "О да! - соглашалась Саманта. - Иногда доходило до истерического смеха. Точнее, смеялся Кристиан, а я умирала от смущения". "У нас была одна очень романтическая сцена, после которой я, обиженная, должна была побежать вверх по склону холма. И что вы думаете? Шляпа сползла мне на лицо!", - рассказывала Саманта.

Фильм снимался летом 1994 года в канадской провинции Британская Колумбия, пейзажи которой весьма напоминает Новую Англию, а декорации дома семьи Марч были выполнены в виде точной копии родного рома Луизы Олкот в Конкорде (он стоит там до сих пор). За художественное оформление ленты отвечал голландец Ян Рулфс, ставший известным как постоянный художник-постановщик Питера Гринуэйя ("Отсчет утопленников", "Повар, вор, его жена и ее любовник", "Книги Просперо", "Не Моцарт", "Дитя Макона"). Благодаря мастерству Рулфса фильм получился красивым, как открытка, а некоторые кадры и вовсе можно вставлять в рамку и вешать на стену, словно живописное полотно. Позже Рулфс работал с Эндрью Николлом ("Гаттака", "Симона"), Джоэлом Шумахером ("Без изъяна", "Плохая компания") и Оливером Стоуном ("Александр").

Костюмами для "Маленьких женщин" занималась Колин Этвуд ("Эдвард Руки-ножницы", "Молчание ягнят", "Уайт Эрп", "Эд Вуд"). Они были сшиты только из тканей, существовавших в то время - Джиллиан Армстронг придавала большое значение аутентичности всех деталей. Ее главным требованием было сделать костюмы, которые выглядели бы в точности как одежда того времени, но при этом не напоминали музейные экспонаты, и, по словам режиссера, Колин Этвуд великолепно справилась с этой задачей. За свою работу Этвуд выдвигалась на "Оскар" и премию Британской киноакадемии (позже она получила "Оскар" за костюмы в "Чикаго" и номинировалась за "Сонную лощину" и "Лемони Сникетт: 33 несчастья").

Музыку к фильму написал Томас Ньюмен, на данный момент (начало 2005 года) уже семикратный номинант на статуэтку Киноакадемии. Помимо "Маленьких женщин", он выдвигался на эту награду за картины "Побег из Шоушенка" (1994), "Сумасшедшие герои" (Unstrung Heroes, 1995), "Красота по-американски" (1999), "Проклятый путь" (2002) и мультфильм "В поисках Немо" (2003). Среди других работ Ньюмена – "Запах женщины" (1992), "Народ против Ларри Флинта" (1996) и сериал "Клиент всегда мертв" (он – автор темы, звучащей в титрах).

По свидетельству всех участников проекта, во время съемок на площадке царила очень теплая атмосфера, и большая заслуга в этом, по мнению Вайноны Райдер, принадлежала "женскому коллективу" во главе с Джиллиан Армстронг. "Режиссеры-женщины отличаются от постановщиков-мужчин, - говорила актриса. - В критических ситуациях мужчины либо хамят, либо стесняются. Они боятся говорить о сексуальности, о чувственности. В женской компании даже мужчины-актеры стали вести себя по-домашнему. Не думаю, что они обидятся, если я скажу, что они стали нам как братья".

Единственная дебютантка среди "маленьких женщин", Клэр Дейнс, начав работать с Вайноной, поначалу чувствовала некоторую неловкость. "Я имею в виду, она ведь работала с такими потрясающими актерами, была так популярна, порой я даже не знала о чем с ней говорить. Не спрашивать же о Джонни Деппе, правда?" - вспоминала Дейнс. Райдер взяла младшую и менее опытную коллегу под свое крыло и опекала ее все время съемок. И надо же было случиться, что именно с Клэр на площадке едва не произошло несчастье! Во время съемок одной из сцен она со свечой в руке поднималась по лестнице, и на ней вспыхнул парик. Увидев, что пламя охватило голову Дейнс, Вайнона Райдер не растерялась и голыми руками затушила пламя. За роль в "Маленьких женщинах" Клэр Дейнс номинировалась на Young Artist Awards .Уже через два года, сыграв в "Ромео + Джульетта" вместе с Ди Каприо, робкая дебютантка превратилась в звезду не менее яркую, чем Вайнона.

"Маленькие женщины" посвящены Поли Клаас, 12-летней школьнице из Петалумы, штат Калифорния. В октябре 1993 года она была похищена из собственного дома и впоследствии найдена убитой. Вайнона Райдер, большую часть детства прожившая в Петалуме, близко к сердцу приняла эту историю. "Маленькие женщины" были любимой книгой Полли. Ее похитили накануне того дня, когда наш фильм получил от студии зеленый свет и был запущен в производство. Позже семья Клаас передала мне ее экземпляр "Маленьких женщин". Для меня Полли словно стала участником проекта", - говорила Вайона. Актриса лично предложила награду в 200 тыс. долларов тому, кто сообщит информацию о похитителе Полли, и несколько раз выступала по телевидению с просьбами вернуть девочку. По окончании работы над фильмом Вайнона настояла на том, чтобы в титрах картины было посвящение Полли Клаас, а впоследствии основала Фонд Клаас, помогающий детям, попавшим в беду.

"Маленькие женщины" стали тем фильмом, с которого началась культовая популярность Кристиана Бейла в интернете. К тому времени в сети уже действовал официальный сайт актера. А если учесть, что Кристиан, со времен "Империи солнца" не терпящий шумихи вокруг своей персоны, очень редко давал интервью, "мировая паутина" оказалась едва ли не единственным местом, где о нем вообще можно было найти информацию. Эта таинственность в сочетании с ролью Лори в "Маленьких женщинах" привела к тому, что в 1996 году на сайте Бейла бывало по 60 тысяч посетителей в день, а на тематических форумах AOL он числился шестым самым обсуждаемым американским актером (позади остался даже Лео Ли Каприо). Что уж говорить о форуме на его официальном сайте! С нетерпением ожидая выхода новой картины Бейла "Принц Ютландии", "бейлоголовые" (Baleheads – самоназвание поклонниц актера) с упоением обсуждали любую мелочь из "Маленьких женщин" вроде ниточки слюны, которую с трудом можно разглядеть во время поцелуя Лори и Джо Марч.

Однако роль в "Маленьких женщинах" принесла Кристиану не только любовь поклонниц - благодаря этой картине Бейла стали видеть в серьезных драматических ролях, а критики впервые заговорили о нем как о талантливом молодом актере, благополучно переросшем статус "звездного ребенка". "Маленькие женщины" определенно стали поворотной точкой в моей карьере", - сказал об этом сам Кристиан. Минус в этой ситуации был только один: на следующие несколько лет Бейл, так хорошо вписавшийся в образ Лори, прочно застрял в "костюмных" ролях.

P.S. А "Принц Ютландии" в Штатах, кстати, так и не вышел. Но это уже совсем другая история.

© . Все права защищены.

 

 

Реклама:
Hosted by uCoz