Rambler's Top100  

Главная страница

Новости

Биография

Фильмография

Публикации в прессе

Цитаты

Фотоальбом

Ссылки

Статьи и интервью
Последнее обновление - 30 января 2005.

Официальный пресс-релиз фильма "Машинист"
Machinistmovie.com, октябрь 2004

ВНИМАНИЕ! ПЕРЕВОД МАТЕРИАЛА С ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА ФИЛЬМА ВЫПОЛНЕН СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ САЙТА И НЕ ПОДЛЕЖИТ КОПИРОВАНИЮ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРОВ САЙТА И БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИК.

- Кто же он, Тревор Резник? Вступление.
- Тайна, подозрительность, настойчивость: о создании фильма.
- Актер на грани исчезновения: Кристиан Бейл и актерский состав "Машиниста".
- Как выглядит страх: создавая мир Тревора Резника.
- Музыка, проникающая в душу: партитура Роке Баньоса.
- Бессоница: что это такое на самом деле?

Тревор Резник не спал уже год.

Каждая минута бодрствования превратилась для него в непрекращающийся кошмар. Тревога, страх, замешательство, чувство вины и растущая паранойя – его постоянные спутники, и это состояние Тревора – один из ключей к разгадке тайны в запутанном психологическом триллере Брэда Андерсона "Машинист".

Кто ты? – вопрос, который появляется на холодильнике Тревора Резника.

Кто же он, Тревор Резник? Вступление.

"Однажды мне в голову пришел образ невероятно одинокого человека, страдающего бессонницей, человека, заключенного в своем личном аду, - вспоминает сценарист Скотт Косар ("Техасская резня бензопилой", "Ужас Эмитивилля"). – В то время я жил по соседству с одним унылым местечком, которое я, однако, всегда находил весьма поэтичным. Это была промышленная зона, пересеченная железнодорожными колеями. Проезжая мимо завода, я заглядывал внутрь и видел рабочих, которые трудились там, словно продолжения своих станков. Я пытался представить, что за истории могли случаться с этими людьми, что за страсти могут кипеть под этими защитными шлемами и грязными комбинезонами. Внезапно две эти идеи пересеклись, и я задался вопросом: может ли быть у рабочего экзистенциальный кризис?"

Ради ответа на этот вопрос Косару пришлось самому погрузиться в мрачную, затягивающую глубину "Машиниста", глубину, полную предметных размышлений о самоидентификации, вине, потере и познании. Это был пугающий процесс даже для самого автора, но, к счастью, ему было к кому обратиться за поддержкой – к творчеству художников, которые уже прошли этот путь. "Больше всего на меня повлияли "Жилец" (The Tenant) Романа Полянского и "Американский друг" (Der Amerikanische Freund) Вима Вендерса, - говорит Косар. Первый - сюрреалистический психологический триллер о человеке, считающем, что квартирная хозяйка и соседи пытаются довести его до безумия; второй – история о простом обывателе, который соглашается стать киллером, после чего его жизнь превращается в кошмар. Обе эти картины – богатые метафорами произведения о человеке, который остается один на один с враждебным внешним миром и постепенно теряет всякий контроль над происходящим.

"Машинист" – это история о том, как страх человека перед таящимися в глубинах собственного мозга демонами превращается в постоянное ожидание опасности извне. На протяжении всего фильма герой постепенно, шаг за шагом, приходит к осознанию природы своей паранойи, пока перед ним не открывается, наконец, ужасная истина. Картина следует традициям триллеров, замешанных на исследовании психологического состояния персонажа. Подобно "Наваждению" Хичкока (Vertigo), "Отвращению" Полянского (Repulsion), "Через замочную скважину" Майкла Пауэлла (Peeping Tom) или "Помни" Кристофера Нолана (Memento), "Машинист" – не столько сюжетное кино (хотя в нем случаются определенные, и довольно жуткие, события), сколько исследование страхов, порожденных хрупким разумом человека, но способных однажды вырваться наружу.

Новая картина Брэда Андерсона, режиссера "Следующей остановки Уандерленд" (Next Stop Wonderland), "Счастливых несчастных случаев" (Happy Accidents) и культовой "Девятой сессии" (Session 9), с первого кадра погружает зрителя в мир человека, вдруг понимающего, что сходит с ума, в окружающую его реальность (хотя можно ли ее назвать таковой?). В центре этого пугающего пространства – Тревор Резник в исполнении изменившегося до неузнаваемости Кристиана Бейла, человек, который уже год страдает постоянной бессонницей. Он измотан психически, а физически изможден настолько, что знакомые, встречая Тревора, вслух предполагают – еще немного, и он исчезнет вовсе. Тревор не в силах ничего с этим поделать. Он продолжает каждый день приходить на работу, на зловещий, серый, страшный завод, где ритмично лязгают лезвия станков, люди носят железные маски, а в воздухе постоянно сверкают электрические искры.

"Машинист" – одна из тех классических историй, в которых герой пытается разгадать таинственную загадку, в то время как ответ находится прямо у него за спиной, - рассказывает Андерсон. – И я хотел рассказать эту историю так, чтобы зрители почувствовали состояние Тревора, хоть на мгновение увидели мир таким, каким его видит он – больше похожим на ночной кошмар, чем на привычную для нас реальность".

Здесь нет места галлюцинациям, но Тревор Резник больше не верит собственным утомленным глазам. Он встречает на заводе нового рабочего, Айвена (Джон Шэриан), лысого типа довольно зловещей внешности, который появляется и исчезает, когда ему заблагорассудится. Заглядевшись на своего нового знакомого, Тревор допускает непростительную ошибку, следствием которой становится несчастный случай с другим рабочим, Милелером (Майкл Айронсайд). Тревор, хоть и пытающийся оправдаться, несомненно, виновен в том, что Миллер потерял руку, а вместе с ней и возможность работать.

После этого случая в персональном аду Тревора становится, если можно так выразиться, еще жарче. Осуждаемый коллегами-рабочими, снедаемый заживо разрушительным чувством вины и страхом, что ему обязательно попытаются отомстить за совершенную ошибку, Тревор начинает подозревать, что в цепочке происходящих с ним событий ни одно не является случайным. Кто-то определенно стоит за этими ужасными происшествиями, и этот кто-то хочет навредить ему, Тревору. А еще этот кто-то оставляет таинственные записки на двери его холодильника, предлагая поиграть в "Виселицу" и таким образом насмехаясь над ним.

Кто же это? Тревор подозревает всех. Он верит только двум людям – практично мыслящей девушке по вызову (Дженифер Джейсон Ли), которая в него влюблена, и очаровательной официантке, матери-одиночке (испанская актриса Айтана Санчес-Гихон), с которой у Тревора развивается почти идеальный роман - даже несмотря на то, что вся остальная его жизнь рушится. Однако вскоре и они начинают пугать его – разговорами о своих таинственных "бывших", странными телефонными звонками. Все это подливает масла в огонь его опасений, и в конце концов Тревор остается один на один со своими страхами и манией преследования. Он теряет работу и всякую надежду на любовь. У него просыпается навязчивая страсть к чистоте, он одержимо оттирает пол отбеливателем и моет руки щелоком. Отчаянно желая отдохнуть, обрести мир, которого он обрести не в силах, он уже не понимает, где верх, где низ, что воображаемо, а что реально. Все вокруг превращается в полнейшее безумие.

Тревор стремительно погружается в бездну и, кажется, его падения уже ничто не задержит. Но однажды Тревор обнаруживает ключ к пониманию того, что же с ним произошло. И его открытие не касается людей, которых он подозревал. Разгадка таится в глубинах его собственной мятущейся души.

Тайна, подозрительность, настойчивость: о создании фильма.

В основе "Машиниста", этого безумного путешествия по ночным кошмарам героя, лежит идея, что память – это худшее из зол. Жуткий мир "Машиниста" родился из личной борьбы Скотта Косара с горем и памятью и постепенно перерос в исследование, существует ли вообще ад или мы сами создаем его в наших головах. Впервые Косар вообразил себе Тревора, когда посещал курсы для сценаристов при Калифорнийском университете в поисках идей для сценариев. Год назад умерла его мать, и Косар еще не вполне оправился от этой трагедии и прекрасно осознавал: в основе всего, что он позже написал и что стало в итоге сценарием "Машиниста", лежали "горе и одиночество, которые он тогда испытывал". Но даже он не мог предположить, какое воздействие будет производить придуманный им персонаж. "Герои уже упомянутых фильмов беседовали со мной, словно лучшие друзья, - продолжает он. – Еще одним мощным источником вдохновения был "Двойник" Достоевского, повесть о человеке, который постоянно сталкивается со своим двойником, что вконец расстраивает его психику. Это произведения тематически предшествовали истории, которую хотел рассказать я, они изобиловали навязчивыми идеями, непредсказуемыми поворотами сюжета и сомнениями героя. А стилистически "Машинист" представлялся мне похожим на картины Хичкока, в моем воображении он выглядел как "последний фильм, который тот мог создать".

Сценарий Косара попал в руки молодого режиссера Брэда Андерсона. Это стало своего рода гарантией, что стилистика "Машиниста" будет полностью соответствовать тщательно продуманной структуре фильма и основным темам, заложенным в сценарии. Первой заметной работой Андерсона стала романтическая комедия "Следующая остановка Уандерленд", после которой, однако, режиссер обратился к исследованию совсем других жанров американского кино, давно признанных одними из самых сложных: психологических триллеров и фильмов ужасов, от шокирующих натурализмом картин класса "Б" до вкрадчивой, но по-настоящему пугающей классики.

"Машинист" стал для Андерсона идеальным материалом для исследования всех граней формы. Режиссер оценил и потенциал самой истории, увидел в сценарии Косара шанс создать картину, которая заставит зрителей испытывать то же самое лихорадочное состояние, что и главный герой. Кроме того, работа над "Машинистом" позволяла Андерсону наконец-то попробовать себя в постановке картины не по собственному сценарию, то есть сосредоточиться не на сочинении, а на визуальном воплощении истории.

"Именно такой стиль и такая структура фильма были выбраны вовсе не для того, чтобы еще больше запутать зрителя, - объясняет Андерсон. – Просто я чувствовал, что эту историю надо рассказывать именно так. Наш фильм - о человеке, которого не просто гложет совесть – она поедает его заживо, хотя он даже не помнит о совершенном преступлении. И этой атмосферой незнания, тайны и желания эту тайну разгадать должен был быть пронизан каждый момент картины, точно так же, как пронизана этими ощущениями каждая минута существования Тревора".

Андерсон и Косар хотели поставить фильм в точности по сценарию, без всяких уступок и изменений. Но когда они предложили окончательный вариант нескольким голливудским студиям, к проекту везде отнеслись с опаской. "Люди не знали, что из этого получится. Сценарий их в целом заинтриговал, но многие посчитали его слишком мрачным. Им требовалось, чтобы мы смягчили эту мрачность, но мне эта идея не понравилась, - вспоминает Андерсон. – Я хотел рассказать именно ту историю, которую сочинил Скотт".

В поисках финансирования Андерсон зашел довольно далеко и в конце концов нашел желаемое в Испании – стране, где существует динамично развивающаяся киноиндустрия и которая в последние годы стала центром возрождения жанра изысканных и многоплановых фильмов ужасов, чему примером – картина Алехандро Аменабара "Другие" (The Others). Царящая здесь атмосфера творческой свободы и поддержки кинематографистов позволила режиссеру работать в условиях, редко достижимых в Америке. Партнерами Андерсона стали Хулио Фернандес, Карлос Фернандес и Антония Нава из Filmax International, одной из лидирующих кинокомпаний Испании. Помимо прочего, Filmax известна интересом к новаторским проектам.

Несмотря на всю его мрачность, "Машинист" сразу же заинтересовал студию. "Этот фильм, может, и снят в Испании, но идеи, заложенные в нем, универсальны и способны привлечь любую аудиторию, - говорит Карлос Фернандес. - Кроме того, мы были совершенно уверены, что Брэд, обладающий уникальным видением, способен наилучшим образом воплотить эту непростую историю на экране. Мы чувствовали - фильм получится именно таким, каким мы его представляем".

Теперь, обретя финансовую поддержку, Андерсон был готов приступить к постановке "Машиниста": превратить в кинополотно текст, порожденный беспокойным воображением сценариста.

Актер на грани исчезновения: Кристиан Бейл и актерский состав "Машиниста".

Первой и самой важной задачей было найти актера на роль Тревора Резника, а это оказалось непростым делом. Брэд Андерсон нуждался в невозможном: не просто в талантливом актере, но в человеке, готовом полностью погрузиться в роль Тревора, передать его психическое и физическое истощение, его готовность в буквальном смысле слова исчезнуть. Много ли найдется актеров, способных так далеко зайти ради роли?

Энергичного и преданного сторонника проекта Андерсон нашел в лице молодого актера Кристиана Бейла ("Американский психопат"): ради роли Тревора тот похудел на 63 фунта [28, 5 кг]. Чтобы стать похожим на Тревора, он несколько месяцев сидел на строжайшей диете. Результат напугал не только близких и коллег актера, но и его самого.

"Когда я описывал внешность Тревора, я думал, что его худобу можно будет изобразить с помощью визуальных эффектов или специально скроенных костюмов, - признается сценарист. - Даже в самых смелых мечтах я не представлял, что какой-нибудь актер может зайти так далеко и буквально заморить себя голодом. Однако Кристиан Бейл, рискуя собственным здоровьем, пошел на удивительное физическое перевоплощение и в полной мере ощутил ужасное состояние Тревора. Его преданность проекту столь же поразительна, сколь и его игра".

"В сценарии Скотт описал Тревора словами "ходячий скелет", и Кристиан Бейл далеко вышел за рамки профессионального долга, воплощая своего героя в жизнь, - добавляет Брэд Андерсон. - Я мог бы снять еще один фильм на тему вины, основанный на собственном опыте: я, режиссер, каждый день наблюдал, как актер ради моего фильма худеет до 120 фунтов".

Сам Бейл объясняет свое решение очень просто: он увидел, что подобная физическая трансформация абсолютно необходима для этой роли. "Я всегда восхищался идеей полного погружения в образ, - говорит он. - Но делать это просто ради того, чтобы попробовать, я не собирался. Полностью погружаться в роль стоит ради великолепной истории, а сценарий "Машинист" вполне способен подвигнуть человека на подвиг. Я должен был пройти через это, чтобы понять своего героя. Диета очень помогла мне в работе над образом, потому что когда ты до такой степени истощен, у тебя нет сил ни на что. Проходишь несколько метров, из одного угла комнаты в другой, – и уже устал. И я думаю, у меня получилось достоверно передать состояние Тревора, в котором он вынужден сражаться с опасностями своего мира". На вопрос о том, какой диетой он пользовался, Бейл отвечает просто: "Я ничего не ел".

У Тревора нет ничего – и это касается не только мяса на костях, но и всей его жизни. Именно это больше всего заинтересовало Бейла в образе, придуманном Косаром. Все, что у него осталось - это навязчивые, снова и снова возникающие в мозгу вопросы: "Кто я?" и "Что я сделал?". Квартира, друзья, хобби, место в человеческом обществе - все это совершенно его не волнует. Он теряет работу, добрые отношения с коллегами и даже само чувство реальности. Большую часть фильма Тревор - в буквальном смысле слова мешок костей, бессмысленно слоняющийся по промзоне или по своей квартире, этакий пост-модернистский призрак в поисках покоя.

"Тревор – пленник своего собственного разума, - делится своими мыслями Бейл. - Его снедает тревога, он живет в постоянном страхе, что вот-вот случится что-то ужасное. Он боится, что стал жертвой чьего-то чудовищного розыгрыша. Мир Тревора – пугающее местечко, но, мне кажется, каждый из нас хоть раз в жизни побывал там. Все знают, к каким последствиям приводит сочетание недосыпа с подавленными эмоциями. Там, где оказывается Тревор, очень страшно, но это единственное место, где он может найти ответ на свои вопросы".

Роль Тревора Резника стала для Бейла тяжелым испытанием и одновременно - поводом для торжества. "Я чувствовал себя победителем. Я добился цели: довел свое тело до состояния, когда его почти нет, а когда у героя нет тела, остается исследовать только его душу. И я знаю – "Машинист" стоил такой жертвы. Это интересный и умный фильм, который я с удовольствием посмотрел бы и просто как зритель".

Хотя Тревор Резник все сильнее отдаляется от нормального мира, он все же поддерживает кое-какие отношения с людьми. Теснее всего он общается с двумя женщинами, и в обоих случаях эти отношения трудно назвать обычными. Самый близкий для него человек – Стиви, проститутка, лишенная каких-либо романтических иллюзий. Она называет Тревора "своим лучшим клиентом", и это не сулит ничего хорошего для ее бизнеса. Стиви играет одна из самых разноплановых и непредсказуемых актрис независимого кино, Дженифер Джейсон Ли. За свою карьеру она сыграла множество разных героинь – от наркоманок до здравомыслящих леди.

Брэд Андерсон всегда видел в роли Стиви именно Ли. "В ней есть одно очень нужное качество – ранимость, - утверждает он. - И лучше всего у нее получается играть несчастных женщин с нежной душой. Я был уверен, что она отлично разберется в характере Стиви".

Ли согласилась на роль, и одной из причин было ее желание поработать с Кристианом Бейлом. "Он изумлял меня каждый день, - говорит она. - Тревор Резник – абсолютно классический персонаж. Он видит мир таким, каким увидел бы его любой из нас после нескольких суток без сна. Все становится немного чужим, неправильным. Играть это очень интересно. Но и Стиви – весьма любопытный персонаж. Для Тревора она что-то вроде краеугольного камня. Лишь находясь рядом с ней, он может обрести покой. Хотя бы на краткий миг, потому что на самом деле в мире нет места, где Тревор может найти успокоение".

Полная противоположность Стиви – Мария, официантка из кафе в аэропорту. Ее играет испанская актриса Айтана Санчес-Гихон ("Я не боюсь"). Стиви и Мария – словно ночь и день (хотя Тревор в таком состоянии почти не способен отличать одно от другого). Если Стиви грубовата, сурова и утомлена постоянной борьбой за выживание, то Мария – очаровательна, нежна и, говоря словами Тревора, сказочно хороша. Она кажется слишком совершенной – просто потому, что столь красивой и милой женщине нет места в мрачном мире Тревора.

Брэд Андерсон увидел Санчес-Гихон в одной из первых англоязычных картин с ее участием – "Прогулке в облаках" (A Walk in the Clouds) Альфонсо Арау, она играла там с Киану Ривзом. "Я подумал: она очень, очень хороша, она способна пробуждать нежные чувства в мужчине, а мне нужна именно такая Мария. Глядя на Айтану, понимаешь, почему Тревор каждый вечер делал крюк по дороге домой, чтобы в одно и тоже время заехать в одно и то же кафе и заказать один и тот же кофе с пирожным. Ему хотелось увидеть что-то светлое и очаровательное".

Айтане Санчес-Гихон очень понравилась идея сыграть в иностранной картине, тем более что ее героиня играет ключевую роль в разгадке тайны. "Конечно, фильм снимался в Испании, так что пригласить испанскую актрису было вполне логично, - говорит она. - Но мне кажется, дело не только в этом. Когда говоришь на другом языке, все немного меняется: по-другому двигаешься, по-другому выражаешь эмоции. Фильм снимался на английском языке, который для меня не родной, и от этого ощущение нереальности Марии лишь усиливается".

Среди других персонажей фильма – коллеги Тревора, рабочие (одного из них сыграл Майкл Айронсайд ("Сканнеры", "Топ Ган"), его часто приглашают на роли крутых парней, но тут он изображает невезучего Миллера, потерявшего конечность по вине Тревора), а также Айвен (Джон Шэриан), таинственный и опасный бунтовщик, который появляется в самые худшие моменты жизни Тревора.

Но, возможно, самым ярким и впечатляющим персонажем фильма стала его атмосфера.

Как выглядит страх: создавая мир Тревора Резника.

Мир Тревора Резника должен был казаться очень знакомым и невероятно чуждым одновременно. Используя приемы признанных мастеров триллера, Брэд Андерсон сознательно хотел поиграть с коллекцией страхов, уже знакомых аудитории - но поднял эти приемы на новый уровень. Изменение углов съемки, как в "Наваждении", "кошмар в ванной комнате", словно в "Психозе" – в "Машинисте" много моментов, вполне уместных в картинах Альфреда Хичкока. Контрастные тени и глубокая перспектива в других сценах напоминают о работах другого режиссера – о фильмах ужасов Романа Полянского. Некоторые моменты заставляют вспомнить страшные и сюрреалистические картины немецких экспрессионистов – "Кабинет доктора Калигари" (The Cabinet of Dr. Caligari) и "Носферату" (Nosferatu), а жестокость, энергичное действие и ощущение полной дезориентации – готические films noir, еще один ингредиент в этом коктейле.

Целью Андерсона было создание мира, полного ощущения ужаса, но лишенного всяких примет времени. "Я хотел, чтобы в моем фильме вообще не было привязки ни к месту, ни ко времени, - объясняет режиссер. - Вы никогда не догадаетесь, где и когда происходит действие, и это не случайно. Это современный кафкианский мир, территория ночного кошмара, где источником страха становятся самые обычные вещи".

Андерсон признается, что помимо Хичкока, Полянского и жанра film noir, у него были и другие источники вдохновения, в частности, картины Дэвида Линча и мастера голливудских фильмов класса "Б" Вэла Льютона (он продюсировал ленты "Люди-кошки" (Cat People), "Седьмая жертва" (The Seventh Victim) и "Я гуляла с зомби" (I Walked With a Zombie); в последнем очень изящно подавалась визуально смелая тогда тема маскировки безумия под ритуалы вуду).

Оживить на пленке мрачный урбанистический мир картины предстояло испанскому оператору Хави Гименесу, работавшему с новым испанским специалистом по ужастикам Хайме Балагуэро над картинами "Без имени" (The Nameless) и "Тьма" (The Darkness). Гименес славится изобретательной картинкой и потрясающей образностью. "Машиниста" он снимал, используя крайне бедный набор цветов и повышенный контраст между светом и тенью. С помощью этих приемов ему удалось создать на экране ощущение "исчезающего реализма". Работая при скудном свете в неброских, естественных декорациях вроде автостоянки или туннеля метро, Гименес по старинке полагался скорее на старомодное операторское чутье, чем на современные технологии.

Оператору, однако, трудность задачи лишь добавила азарта. Это был вызов его профессионализму. "Работать над фильмом было крайне сложно, однако особых проблем мы не испытывали – история полностью поглотила нас", - говорит Гименес.

Художник-постановщик Ален Бани также столкнулся с задачей повышенной сложности, в том числе с необходимостью превратить Барселону в анахроничный Лос-Анджелес. "Каждый день на каждой отдельно взятой улице мы должны были внимательно следить, чтобы ничто в кадре не указывало на Испанию", - объясняет Брэд Андерсон. Это значило, что внимание нужно уделять каждой мелочи. Если на самой границе кадра виднелся испанский дорожный знак, приходилось менять место съемок.

"Мы были постоянно сосредоточены на подобных мелочах, и это сказалось на нашем подходе к дизайну в целом", - говорит Бани. Особенно напряженно работала команда над дизайном аттракциона в парке развлечений, "Шоссе 666". Решив прокатиться на аттракционе, Тревор и любопытный сынишка Марии видят на своем пути всякие жуткие сцены, а конце поездки обнаруживается, что мальчик страдает эпилепсией.

"Шоссе 666" – это экстремальная версия диснеевского аттракциона. С его помощью отправляешься туда, куда совсем не хочется попадать, - говорит Кристиан Бейл. - Мне кажется, аттракцион получился просто великолепно – он шокирующий, забавный и пугающий одновременно". Сцена на аттракционе, когда в финале дорога раздваивается, потом повторяется в реальной жизни Тревора: ему приходится выбирать между двумя тоннелями метро. Съемки в метро стали самым мучительным отрезком работы над фильмом. Эти сцены снимались под городом, в канализационном коллекторе, и Кристиану Бейлу и небольшой съемочной группе пришлось работать по колено в отходах человеческой жизнедеятельности.

"Когда я впервые увидел эти канализационные тоннели, я подумал, что здесь - на глубине, в ловушке - Тревор и останется, - поясняет Андерсон. - Но я даже не предполагал, как трудно будет там снимать, стоя по колено в нечистотах. Я еще раз убедился в стойкости Кристиана Бейла и его преданности проекту – мы предлагали ему надеть резиновые сапоги, но он отказался".

За 40 дней съемок преданность актеров и съемочной группы постоянно проверялась на прочность – стрессы по причине напряженной работы и всякие другие факторы тоже) нередко норовили помешать процессу. Несколько неприятных происшествий, словно отражающих главные темы картины - катастрофу и уязвимость человека, - заставили понервничать всех участников съемок.

"Съемки были удивительно богаты событиями", - признает Андерсон. Несчастья не обошли стороной и самого режиссера: для начала он растянул лодыжку и передвигался по площадке с помощью костылей, а потом так серьезно повредил спину, что руководил съемкой оставшейся части фильма лежа. Добавила сложностей и августовская жара 104 градуса по Фаренгейту [40 по Цельсию - Irina], из-за которой люди, бывало, падали в обморок, на несколько дней выбывая из строя. (Зато у Кристиана Бейла тут было преимущество. Как говорит он сам: "Я узнал, что при такой худобе жара переносится очень легко").

"Возможно, это был тот самый случай, когда без труда не вытащишь и рыбку из пруда, - смеется Андерсон, имея в виду многочисленные физические и психологические трудности, с которыми пришлось столкнуться при постановке. - Искусство потребовало от нас некоторых жертв". Сценарист Скотт Косар тоже уверен: многие и вправду пошли на жертвы, чтобы заснять на пленку его мрачные видения. "Машинист" научил меня, как много значат на съемочной площадке отдача и преданность каждого члена команды. Каждый, от продюсера до звукооператора, вложил в картину толику себя самого. А Кристиан – даже не толику, а целых 63 фунта. И следствием этой преданности стала действительно вдохновенная работа".

Музыка, проникающая в душу: партитура Роке Баньоса.

Гипнотический стиль "Машиниста" выглядел бы незавершенным без грандиозной и цельной оркестровой партитуры Баньоса. Музыка играет решающую роль в этой истории: она подчеркивает лихорадочную эмоциональность картины, вызывая мурашки ужаса и словно намекая на разгадку, к которой постепенно приближается Тревор. Музыка в фильме, с ее неожиданными повторами и вкраплениями в основную тему других мелодий, столь же таинственна, как и сюжет.

Брэд Андерсон хотел, и опять-таки сознательно, чтобы саундтрек "Машиниста" напоминал музыку Бернарда Херманна, легендарного композитора, чьи напряженные, тревожные мелодии, долго не стирающиеся из памяти, поднимали на совершенно новый уровень творения Альфреда Хичкока. Херманн – автор незабываемых саундтреков к "Психозу" и "Наваждению". Написать музыку, которая была бы оригинальной и одновременно вызывала ностальгические ассоциации – такую задачу поставил Брэд Андерсон перед Роке Баньосом, прежде много работавшим в испанском кино (американским зрителям этот композитор лучше всего знаком по британской ленте "Сексуальное животное" (Sexy Beast)).

Баньос с трепетом взялся за реализацию этой задачи. Ему весьма импонировала идея возродить в своей музыке Золотую Эру Голливуда с ее величественными, пронизывающими весь фильм партитурами, при этом добавив в мелодию немного от современного звучания. Эта музыка, в которой смешались самые разные по настроению темы, от суровых до романтических, тоже работала на создание атмосферы безвременья. Баньос даже использовал терменвокс – электронный инструмент, изобретенный в начале XX века и издающий непонятные, космические звуки.

"Как и жизнь Тревора Резника, партитура Баньоса словно замкнута сама на себе, - говорит Брэд Андерсон. - Редко встретишь такую музыку: прекрасная и временами немного грустная, она вдруг начинает нагонять жуть. Эта музыка проникает в самое сердце".

Бессоница: что это такое на самом деле?

Жизнь Тревора Резника превратилась в ад из-за чувства вины, паранойи, провалов в памяти, но особенно - из-за недосыпания. Наукой доказано, что нарушение сна оказывает очень серьезное, иногда даже опасное для человека воздействие на его здоровье и поведение. И хотя сама по себе бессоница - довольно обычное явление в современном обществе, ее крайние формы могут привести к таким угрожающим симптомам, как нервный тик, галлюцинации, потеря памяти и ориентации в пространстве, резкие перепады настроения, ухудшение зрения, ослабление умственных способностей и крайняя подозрительность. Все это и составляет "реальность" Тревора.

Исследования показали, что если рабочие переутомляются, количество несчастных случаев на производстве резко возрастает, и что при нехватке сна на протяжении нескольких дней у человека могут появляться ложные воспоминания. Оба этих фактора также сыграли свою роль в сюжете "Машиниста".

Возможно ли не спать около года? В медицинской литературе встречается описание редчайшего генетического заболевания под названием "фатальная бессонница": человек не спит вовсе, что приводит к полному истощению организма и смерти. Проводились также эксперименты на крысах, и после трех недель без сна животные часто заболевали и гибли.

Однако, помимо вышеперечисленных случаев, встречается и еще один вид длительной бессоницы, когда человек не спит ночами на протяжении дней, месяцев или даже лет, но при этом днем у него случаются очень короткие периоды "микро-сна", благодаря которым он не сходит с ума окончательно. Причин подобной бессонницы ученые пока объяснить не могут.

В настоящее время научно зафиксированный мировой рекорд продолжительности непрерывного бодрствования принадлежит Роберту Макдональду, который не спал больше 18 дней, раскачиваясь в кресле-качалке.

Оригинал - здесь, перевод - Irina ()

 

liveinternet.ru: показано число посетителей за сегодня  

Реклама:
Hosted by uCoz