Главная страница

Новости

Биография

Фильмография

Публикации в прессе

Цитаты

Фотоальбом

Ссылки

Статьи и интервью
Последнее обновление - 13 декабря 2004

Свой человек в Голливуде
Интервью с режиссером "Машиниста" Брэдом Андерсоном.
Eclipse Magazine, 7 ноября 2004.

Новая картина Брэда Андерсона "Машинист" – частично фильм ужасов, частично – исследование характера героя. Брэд Андерсон побеседовал с корреспондентом журнала Eclipse об атмосфере картины и о природе бессонницы, а также поведал о том, как сильно Кристиан Бейл (как известно, похудевший на 25 кг ради фильма) хотел получить непростую роль Тревора Резника.

- Вы говорили, что действие фильма по сценарию происходит в Лос-Анджелесе, но снималась картина в Барселоне. Это решение было продиктовано какими-то особыми причинами? В фильме нет ни одной отсылки к реальному Лос-Анджелесу или реальной Барселоне. Значит ли это, что вы хотели продемонстрировать универсальность этой истории, подчеркнуть, что такое легко могло произойти где угодно?

- Вообще-то, мы собирались снимать фильм в Штатах, но не нашли здесь денег на постановку. Тогда мы уехали в Испанию, но теперь я даже рад, что так получилось. Пытаясь воссоздать Америку в Испании, мы создали очень обобщенную Америку. Вы не увидите на экране никаких характерных для США особенностей вроде закусочных Starbucks, ничего, что вам так хорошо знакомо. Хочется надеяться, что это немного дезориентирует зрителя, заставит его усомниться, где именно все происходит. Он не сможет понять, в каком месте очутился. Это Америка, но это и не Америка. Таким образом, зритель, в идеале, как бы переносится в мир Тревора, в котором тот и сам – словно чужак. Он не осознает до конца, где реальность, а где иллюзия. По крайней мере, такого эффекта мы хотели добиться, и уехав в Барселону, мы смогли этого достичь. Думаю, если бы мы снимали в Лос-Анджелесе, как задумывалось, зрители бы обязательно что-нибудь опознали, заметили вы очертания Голливудских Холмов на заднем плане, и это разрушило бы ощущение ирреальности происходящего.

- В последнее время появилось много фильмов о бессоннице. Норвежский фильм и его американский римейк [речь идет о фильме "Бессонница" (Insomnia, Норвегия, 1997, реж Эрик Скольдбьерд) и его одноименном римейке (США, 2002, реж. Кристофер Нолан) – Irina], "Бойцовский клуб"... А если углубиться в прошлое, можно вспомнить "Таксиста". Как вы думаете, почему вид человека, страдающего бессонницей, так привлекает публику? Что такого особенного в бессоннице, из-за чего кинематографисты все время обращаются к этой теме?

- Хм... Хороший вопрос. Я думаю, дело в том, что бессоница может быть у каждого. Любой из нас знает, что это такое. Начинаешь слегка сходить с ума (смеется). Мозг не может отключиться, хоть и работает на пределе. Это страшно изматывает. Один из симптомов серьезной бессонницы – потеря ощущения реальности, и если в этот момент у человека начнутся галлюцинации (а они на самом деле бывают в таком состоянии), он этого даже не осознает. На этой идее и построен "Машинист". Там есть сцены, происходящее на самом деле, и сцены, которые существуют только в воображении измученного бессонницей Тревора, но которые он сам воспринимает как реальность. Да, подобных фильмов немало. Писатели, сценаристы - среди них немало полуночников. Пол Шредер, сценарист "Таксиста", был из таких. Он вообще не спал по ночам. Автор сценария оригинальной "Бессонницы", думаю, тоже. Скотт Косар рассказывал, что и с ним случалось подобное, когда он писал сценарий "Машиниста". Он просто не мог спать. С ним случился приступ самой настоящей бессонницы.

Вот вам и возможная причина появления фильмов о бессоннице – сценаристы пишут о том, что испытали сами. По-настоящему хороший писатель одержим своей работой. Ему не спится, потому что во сне он теряет драгоценное время, понимаете? Есть и еще один вариант, почему авторы пишут об этом.. Если не спишь, то и снов не видишь, верно? Поэтому весь окружающий мир начинает напоминать сон. Реальность становится сном. А это очень интересная тема для писателя.

Я смотрел и оригинальную "Бессоницу", и римейк, и оба фильма, на мой взгляд, как раз бессонице уделили мало внимания, не показали, как разрушительно она действует на человека. Особенно это относится к римейку. Я лично не поверил, что у Аль Пачино бессоница. Он все время был такой взбудораженный, как будто после 10 чашек кофе. А вот Бейл, мне кажется, сумел ухватить и изобразить то состояние летаргии, которое бывает у подолгу не спящего человека. Он отчаянно желает закрыть глаза, но пробуждается от малейшего звука.

Кристиан Бейл и Брэд Андерсон на съемках 'Машиниста'- Кстати, о Кристиане Бейле? Как вы пригласили его на роль?

- Он из тех, кто сам себя приглашает. В том смысле, что он прочитал сценарий практически одновременно со мной. И был так впечатлен, что позвонил мне и сказал: "Я в восторге от этого сценария и от сценариста тоже, он придумал такого интересного персонажа!". Теперь был впечатлен уже я - его энтузиазмом. Кроме того, я знал; как актер он может зайти далеко, чтобы полностью погрузиться в роль. Но я не говорил ему: "Слушай, для роли нужно похудеть на 25 кг. Ты на это готов? Нет? Тогда пошел вон!". Я не ставил перед ним подобных условий. Скорее так: я видел его в других ролях, знал режиссеров, которые с ним работали, и понимал: он способен рискнуть ради любой роли, которую играет.

И я решил, что именно он мне и нужен. Никаких других кандидатур мы больше не рассматривали – просто не видели в этом смысла. Так он попал в проект, а потом ему потребовалось изменить свой вес, чтобы глубже вжиться в образ. Мы с ним не обсуждали этот вопрос, он просто появился на съемочной площадке и сообщил, что вот, решил похудеть на треть своего веса. Признаться, выглядел он при этом кошмарно. Мы понимали, что такое физическое состояние не доставляет ему удовольствия. Но другого способа достичь цели у него не было. Не уверен, что он смог бы сыграть так, как хотел, без такого преображения. Он признался, что зашел даже несколько дальше, чем собирался. Ему нравится испытывать себя, нравится рисковать. За сутки до работы над сценами, где Тревор раздет, он даже воду пить прекращал, чтобы выглядеть еще ужаснее.

- Вы не опасались за его здоровье? Вам, создателю фильма, не приходило в голову, что актер может навредить себе?

- Конечно, приходило. Но он убедил меня, что контролирует ситуацию и знает пределы выносливости своего организма. Рядом с ним все время находилась жена, она реагировала на все это относительно спокойно, и я решил, что если она не волнуется, почему я должен это делать? Хорошие актеры часто испытывают себя подобным образом.

- Вы говорили о дезориентирующих свойствах фильма. Даже музыка в нем контрастирует с происходящим на экране. Почему вы выбрали такой саундтрек?

- Сначала я хотел, чтобы в фильме была другая музыка, более индустриальная. Фильм-то называется "Машинист". Так что я первым делом подумал о таких скрежещущих звуках и попробовал их наложить, когда монтировал фильм. Результат мне не понравился. Музыка не отражала абсурдность сюжета, его сюрреалистичность. А потом как-то ночью я увидел по ТВ фильм "День, когда остановилась Земля" [The Day the Earth Stood, 1951, реж. Роберт Вайз, см. IMDB.com. - Irina], и там на звуковой дорожке Бернарда Германа звучал терменвокс [электромузыкальный инструмент, в котором для создания звука музыкального используются электрические колебания звуковых частот; подробнее смотри здесь. - Irina]. От его звуков мурашки бегут по коже. Эта странная музыка реально выбивала из колеи, и в то же время привносила элемент юмора, хоть и несколько извращенного. Я попробовал наложить ее на картинку, и она подошла идеально. Музыка отражала странность происходящего и в то же время рождала некий эффект безвременья, потому что обычно подобный саундтрек ассоциируется с 40-ми-50-ми годами. И я предложил нашему композитору написать что-то подобное. Но где взять терменвокс? Можно было, конечно, использовать синтезатор, но звук при этом получается немного другой. И мы нашли женщину (пришлось снова слетать в Барселону), которая сыграла нужные нам партии. Вручную. Это было потрясающее зрелище. Потом мы наложили оркестровку, и в итоге музыка в фильме действительно словно вступает в конфликт с происходящим на экране. Этого я и добивался.

- А какое значение для сюжета имеет тот факт, что Тревор рабочий [именно так, "рабочий", адекватнее всего переводится на русский английское machinist – Irina]? Ведь то, что с ним произошло, могло случиться с кем угодно, независимо от профессии.

- Вы правы, это могло случиться с кем угодно. Но мне кажется, тот факт, что Тревор работает на заводе, послужил хорошей метафорой его страданий. Этот завод можно воспринимать, простите за пафос, как некую аналогию чистилища. Читая сценарий, я представлял себе этакое подобие ада – дым из труб, станки, летящие искры... И наш герой - живое продолжение станка, выполняющий одни и те же монотонные действия, как будто отбывающий наказание... И все его коллеги заняты тем же самым. В общем, Скотт [сценарист] решил, что завод очень уместен в этой истории.

И потом, если бы действие происходило не на заводе, как бы Майкл Айронсайд потерял руку? Такого ведь не могло случиться в магазине подарков!

Оригинал - www.eclipsemagazine.com. Перевод - Irina, .

 

 

Реклама:
Hosted by uCoz