Статьи и интервью
Последнее
обновление - 27 сентября 2003
"Velvet
Goldmine": наблюдения постороннего
Грэм
Фуллер, CSIV, декабрь 1998.
В то время,
как действие фильма уносит нас в пьянящий полет фантазии, игра
Кристиана Бейла возвращает фильм "Velvet
Goldmine" на землю, - игра, полная сочувствия к своему
герою, Артуру Стюарту.
Кульминационным
моментом фильма становится сцена, в которой Артур, закомплексованный
подросток-гей, видит фото Брайана Слейда и Курта Вайлда (Юван
МакГрегор) на сцене в непристойной позе – а-ля Дэвид Боуи на
культовой фотографии времен расцвета глэм-рока - и представляющий,
что он может прокричать своим родителям: "Вот оно, настоящее!
А я – что такое я?" Спустя десять лет Артур становится
репортером, мрачным одиноким человеком, которому поручают разузнать,
что произошло с его падшим идолом. Он – словно посторонний
наблюдатель, постоянно заглядывающий за кулисы, экранное воплощение
режиссера Тодда Хайнса в исполнении Кристиана Бейла.
В 24 года
Бейла можно назвать зрелым профессионалом. Кого он только не
играл – был участником 2-ой Мировой войны ("Империя солнца"),
битвы при Эджинкорте ("Генрих V"), кавалером Вайноны
Райдер ("Маленькие женщины") и юношей из высшего
общества ("Портрет леди"). Этого задумчивого британца
скоро можно будет увидеть в качестве партнера Эмили Уотсон
в саге о 70-х "Метролэнд", а теперь, когда Леонардо
ДиКаприо передумал, у Бейла есть шанс получить обратно роль
серийного убийцы в "Американском
психопате".
Грэм
Фуллер: У вас много общего с Артуром?
Кристиан
Бейл: Я никогда не поклонялся никаким рок-звездам,
и у меня никогда не было культа почитания кумиров, как у
Артура. Но я смею думать, что в нашем фильме Артур – это
тот персонаж, с которым многие могут обнаружить сходство,
даже если у них не было подобных жизненных ситуаций. Очень
многие люди говорили мне: "Я знаю, что это такое – чувствовать,
как Артур". Знаете, этот подростковый период жизни,
когда чувствуешь себя совершенно непонятым и одиноким и пытаешься
создать в своей комнате собственный Маленький Мир.
Г.Ф.:
Как, разве вам тоже пришлось через это пройти? Несмотря на
то, что вы были очень известным ребенком-актером?
К.Б.: Именно потому, что я снимался в кино,
я и прошел через все это. Когда снимаешься в фильмах, подобных "Империи
солнца", получаешь столько всяческого внимания к своей
персоне, сколько у большинства подростков никогда не будет.
И вернувшись домой в Борнмут, я внезапно выяснил, что меня
знают решительно все – кто я такой, откуда я. Я дрался с совершенно
незнакомыми мальчишками, которые подходили ко мне и говорили: "Ну
что, ты и есть тот самый сраный актер?" Или я вдруг узнавал,
что некоторые девочки всем рассказывают, что я назначаю им
свидания. Поэтому я проводил большую часть времени, пытаясь
стать человеком-невидимкой. Я стал почти затворником между
четырнадцатью и пятнадцатью годами.
Г.Ф.:
Вы играете Артура в двух различных возрастах - мальчика и
мужчину. Как вам удалось с этим справиться?
К.Б.: Я
играл это так, как если бы пришлось изображать двух различных
персонажей. Единственное, в чем они совпадают, - это одиночество.
Ведь Артур одинок даже находясь в самой гуще лондонской музыкальной
тусовки. Больше ничего не могу о нем сказать. Только мне стало
очень грустно после того, как закончился последний съемочный
день и я в последний раз снял с себя его одежду. Я знаю, это
прозвучит как тривиальное актерское жеманство, но у меня в
самом деле было чувство, словно я навсегда попрощался с другом,
которого больше никогда не увижу.
Г.Ф.:
А почему Артур ведет себя как улитка, прячущаяся в своем
домике?
К.Б.: Он
пережил невероятный период своей жизни – период свободы, вольного
поведения, даже какого-то распутства. И вот наступает момент
разочарования, когда все подходит к концу. И Артур вновь возвращается
к тому, от чего ушел – к одиночеству и Маленькому Миру в своей
комнате. Только теперь он стал еще и циником. Вот почему для
него так важно вернуться назад в свое прошлое и вновь исследовать
ту эпоху, на которую пришлось лучшее время в его жизни. Это
позволяет Артуру увидеть, чего же ему сейчас так не хватает.
Г.Ф.:
Во время поисков Брайана судьба вновь сводит его с Куртом,
с которым Артур однажды провел Ночь Любви. Курт узнает Артура?
К.Б.: Да.
Для Артура это невероятно важный момент. Ведь он считает себя
полным кретином из-за того, что глэм-рок так много значит в
его жизни. На словах Курт не признается Артуру, что он его
узнал. Но он отдает ему ту самую брошь, которую сам Курт получил
от Брайана, а еще раньше она, якобы, принадлежала самому Оскару
Уайлду. Так вот, отдав эту брошь, Курт словно говорит: "Да,
я помню тебя, и нет, ты не кретин и не идиот. Это было действительно
фантастическое время, и мы все скучаем по тому, что оно дарило
нам".
Г.Ф.:
Можно ли считать, что "Velvet
Goldmine" напитал вас жизненными соками?
К.Б.: Конечно!
Еще как! Последние пару лет я не чувствовал никакого интереса
к тому, что делал. Если говорить о жизненных соках, то можно
считать, что я засох. Или пересох, как вам больше нравится.
Я отчаянно бился, стараясь заставить себя заинтересоваться,
но ничего не получалось. Когда я снимался в "Империи солнца",
об этом не было даже и речи, потому что в тринадцать лет чувствуешь,
что терять тебе нечего. Я знаю, что из моей работы ушли некоторые
эмоции. Но надеюсь, что мне удалось вернуть их назад в паре
последних фильмов. И один из этих фильмов - "Velvet
Goldmine". Вот почему я рискнул сделать из себя полного
дурака перед теми людьми, с которыми я работал. Так бывает
всегда, когда у тебя получается твое лучшее исполнение. Ты
говоришь себе: "Что ты делаешь? Куда тебя несет?" Но
уже просто не можешь остановиться. И пусть так будет всегда
– это самое лучшее ощущение, которое ты можешь пережить как
актер.
Оригинал
- здесь,
перевод - Capri (специально для )