Главная страница

Новости

Биография

Фильмография

Публикации в прессе

Цитаты

Фотоальбом

Ссылки

Статьи и интервью
Последнее обновление - 15 января 2005.

Скелет супергероя
Total Film, №1 (10), январь 2005. Текст Марк Сэлисбери.

   

   

Форменный дистрофик в "Машинисте". Раскачанная машина смерти в "Бэтмен: начало". Меньше года между этими двумя состояниями. В эксклюзивном интервью Total Film Кристиан Бейл рассказывает о превращении из скелета в супергероя.

"Меня многое смущало", — говорит Кристиан Бейл о своем согласии снять с плеча Джорджа Клуни изрядно побитый молью после кошмарного "Бэтмена и Робина" черный плащ. "Они собирались снять низкобюджетного "Бэтмена", искусственно нагнать мрака и депрессии, как в комиксах, как в новеллах Фрэнка Миллера Year One и The Long Halloween. Тогда я подумал: вот оно, я хочу в этом участвовать. Потом бюджет снова надулся и режиссировать подрядился Крис Нолан. Я подумал: если в деле замешан Крис, повторения пройденного точно не будет. Но мне все еще нравится идея снять за копейки фильм о первых днях Бэтмена". Особенно с учетом того, что он терпеть не может мэйнстримовое кино.

"Сниматься во "Власти огня" было для меня изрядной дикостью", — настаивает Бейл. Однако, сыграв главного американского психопата, следующий шаг — роль главного психа американского масскульта оказался вполне логичным. "В этом фильме мы возвращаемся далеко назад, — говорит он, — стараясь объяснить, как человек может дойти до подобного состояния". Под подобным состоянием имеется в виду пережитая в детстве смерть родителей и психологическая травма, выраженная в лунатизме и переодевании гигантской летучей мышью. "Он очень облегающий, — говорит Бейл о бэт-костюме.— меня постоянно болела голова. Но это даже хорошо: нагоняло нужную ярость".

В отличие от некоторых — не будем показывать пальцем — актеров, Бейл терпеть не может торговать симпатичной физиономией, вместо этого предпочитая такую старомодную штуку, как актерская игра. "Кому, блин, это надо? Какая жопа может пойти в актеры только затем, чтобы нравиться девочкам?!" О, Кристиан. Ты удивишься.

Сам 30-летний Бейл, дебютировавший в спилберговской "Империи солнца", не стесняется радикально меняться от роли к роли. Вы никогда не забудете его ужасающего Патрика Бэйтмена, героя бретистонэллисовской экранизации "Американский психопат". Вы на сто процентов поверите его журналисту в "Бархатной шахте". Бейл, как бы отвратительно пафосно это ни звучало, не играет роль — он ей живет. (Во время нашей беседы рожденный и выросший в Великобритании актер говорит с характернейшим американским акцентом — так будет звучать Бэтмен, так будет звучать герой Бейла в грядущем эпике Терренса Малика "Новый мир"). Брэд Андерсон, режиссер "Машиниста" (на съемках которого Бейл превратился в ходячий скелет), уверяет, что "этот человек в буквальном смысле становится своим персонажем".

Сам Бейл довольно спокойно относится к своим транфсормациям: "Я вовсе не обязательно хватаюсь за такие роли. Но мне очень нравится брать сценарий и думать: черт, нет, я это не потяну. Это очень от меня далеко. Я вообще физически не подхожу. Мне нравится это ощущение: стать на некоторое время абсолютно другим человеком. Я не всегда жажду физической трансформации: на самом деле, с удовольствием никогда бы этого больше не делал. Но если что-то привлекает мое внимание и требует определенных перемен, я на них пойду".

Лучше всего это заметно на примере сенсационной Бейловой игры в винтажном триллере Андерсона. В оригинальном сценарии Скотта Козара персонаж Бейла, Тревор Резник, обозначен как "ходячий скелет", не спавший несколько месяцев. В фильме он выглядит узником концлагеря: ребра и ключицы, кажется, вот-вот проткнут дряблую, нездоровую кожу. Теперь вспомним старинную поговорку, что перед камерой все набирают по пять килограммов, и представим, как он выглядел во плоти. Драматическое похудание, за которое американские домохозяйки отдали бы все на свете, однако, стало психологическим последствием обуявшего Тревора чувства вины. "Я рад, что вы это сказали, потому что меня начинает беспокоить PR-шум по поводу моей потери веса. Это не трюк ради трюка. Разумеется, для этого в фильме есть веская причина. Я прочел сценарий и не смог изгнать персонажа из своей головы; когда я так сильно на что-то реагирую, это превращается почти в наваждение".

Андерсон уверяет, что никогда не предлагал Бейлу превратиться в дистрофика; он некоторым наивным образом думал, что удастся обойтись гримом и одеждой на пару размеров больше. Но Бейл на это не купился. "Если бы Тревор был просто немного тощим, ничего бы вообще не вышло, — объясняет актер. — Он должен выглядеть так, словно вся его жизнь рухнула и он давно уже смотрит смерти в глаза". Бейл носил с собой фото Хэнка Уильямса, сделанное за несколько месяцев до его смерти: 29-летний мужчина, выглядевший на 60. "Примерно таким я представлял себе Тревора; если бы удалось этого достичь, было бы идеально. Когда я сел на диету, было даже не ясно, возможно ли такое в принципе".

Бейл говорит, что врачи посоветовали ему не худеть больше 50 килограммов — дальнейшее было бы опасно для здоровья. "И они были правы. Достигнув этого веса, я все время бегал, очень медленно, но бегал — чтобы хоть как-то оставаться в форме. Но в целом я ощущал себя довольно неплохо, поэтому решил худеть дальше и сбросил еще десять килограммов. Не имело никакого значения, что показывают весы. Главное — как я выглядел. Потом оказалось, что я вешу 35 килограммов, а Тревор в сценарии весил 30. Ну я и подумал — какого черта, не буду останавливаться на полпути" [в статье ошибка – Бейл похудел для "Машиниста" с 185 фунтов до примерно 120, что в переводе в более привычные нам меры веса соотвестствует примерно 84 и 55 кг. - Irina].

Когда Андерсон увидел прибывшего в Барселону на съемки Бейла, режиссер утратил дар речи. Зрелище было.... Пугающим. Беспокоился ли Бейл о своем здоровье? "Это довольно глупо звучит, но я чувствовал себя странно неуязвимым. Коллеги и родственники очень беспокоились, но я был в порядке. Я не чувствовал себя так, как мой герой". На самом деле, Бейл больше нервничал по пово ду своей жены. "Я стал натыкаться на нее в ванной, где она пыталась быстро жевать бутерброды — не хотела смущать меня тем, как она ест".

Андерсон вспоминает, что за ужином Бейл предпочитал виски всем прочим блюдам. "Когда я был тощим, я ни разу всерьез не напился, что довольно-таки странно. На самом деле, сейчас я понимаю, что алкоголь снова начал действовать на меня только когда я опять немного поправился".

В результате подобного издевательства над собственной физиологией Бейл ослаб, стал вялым и почти не мог спать. "Это было очень удачно, потому что в противном случае мне пришлось бы все это изображать, — смеется наш герой. — Мне очень понравилось умственное состояние, в котором я пребывал, играя Тревора. Меня не отвлекали никакие энергетические процессы тела. Физически и умственно я был абсолютно спокоен. Ну и, поскольку по роли мне нужно было в основном мрачно сидеть и смотреть в одну точку, я не сильно уставал".

Растительную идиллию омрачала только одна неприятность: сразу после "Машиниста" Бейлу следовало немедленно набирать вес и мышечную массу — на горизонте замаячил "Бэтмен". "Это представляло некоторую проблему. На съемках "Машиниста" я говорил с Крисом (Ноланом) по телефону, и он спросил: "Ты как сейчас выглядишь?" Я честно ответил: "Как говно". Тем не менее он позвал меня на скрин-тест, к которому я не был готов. Ни один человек не стал бы снимать Бэтмена, похожего на скелет. Пришлось набрать 30 килограммов, потому что за неделю до проб я не мог отжаться ни разу — мышц больше не было, я их уничтожил. В итоге я промахнулся и нечаянно раскабанел килограммов до 70; перед съемками пришлось снова немного похудеть" [снова ошибка (см. первое примечание); нормальный вес Кристиана – около 84 кг при росте 180 см, так что "раскабанеть до 70 кг" он никак не мог. Вероятно, в оригинале имелась в виду цифра 90 кг. - Irina].

Стать телом Бэтмена, в принципе, может почти каждый. Но как Бейлу удалось пробраться в мозг крылатого психопата? "Можно было подойти к Бэтмену с позиции полного безумия; мы этого делать не стали, но я до сих пор считаю, что элемент этого в роли по-прежнему остался, — говорит он. — Вся жизнь этого человека стала следствием трагедии, случившейся в восьмилетнем возрасте. Но я, на самом деле, думал о другом. Что бы вы подумали, если бы на самом деле среди ночи наткнулись на чувака, наряженного в резиновый костюм летучей мыши? Вы бы fucking над ним посмеялись. Вы бы не нашли его страшным — просто сдвинутым на голову. Я подумал: так, а что же на самом деле делает Бэтмена жутким? Обычно суперзлодеи интереснее, чем супергерои. Но у нас все не так".

Хотя "Бэтмен: начало" является полностью оригинальной историей [непонятно, что имеется в виду под словом "оригинальный"; на всякий случай уточняю – сценарий Гойера опирается на комиксы и может считаться оригинальным лишь в смысле, что прежде история юности и первых шагов Бэтмена ни разу не излагалась в кино. - Irina], от семидесятилетней традиции супергеройства никуда не деться: за семь месяцев съемок Бейл проштудировал тонны соответствующих комиксов. "Я хотел запомнить первый раз, когда я надел костюм. Я не был человеком, я был зверем, тварью. Я хотел, чтобы это ощущение всегда сопутствовало роли, потому что иначе я стоял в резиновых лосинах и с накладными ушами на голове и чувствовал себя кромешным идиотом. Поэтому я тщательно сохранил в себе все эти ощущения и, будучи в костюме, переставал быть человеком. Мне нужно было стать кем-то иным. Брюс Уэйн создал альтер-эго, чтобы направлять в него свою ярость, свою ненависть. Именно поэтому Бэтмен — полный антипод Уэйна, и это самое интересное. Бэтмен — его настоящее эго. Брюс Уэйн — фальшивка. Маска".

Среди первых фото, официально выпущенных Warner Bros, особое внимание публики привлек новый бэтмобиль, оказавшийся неожиданно похожим на трактор "Беларусь" после глубокого тюнинга. Очевидно, сидеть за рулем этого монстра было отдельным удовольствием. "Это как будто у вас под капотом сидит Оззи Осборн, — смеется Бейл. — Абсолютно адский аппарат. Интерьера там нет как такового, поэтому изнутри видно, как работают все системы. Новый бэтмобиль заставил меня полюбить машины — раньше я предпочитал им мотоциклы".

Контракт Бейла предусматривает участие в Бэт-сиквеле, хотя сам актер совершенно не уверен, что захочет продолжения банкета. "Поживем — увидим", — говорит он с отсутствующим выражением лица. "У меня в жизни не было ни одного блокбастера, так что кто может знать, что получится из "Бэтмена"? Кто может знать, позовут ли меня снова? Хотя, по крайней мере, я сыграл Бэтмена так, как всегда хотел". Опять же, как философски замечает Бейл, если "Бэтмен" поможет в запуске фильмов вроде "Американского психопата" или вот "Машиниста", он будет счастлив.

Не то чтобы ему имело смысл беспокоиться по поводу собственной карьеры. Когда вы читаете эти строки, Бейл снимается у Терренса Малика ("Уникальный человек") и готовится к работе с Вернером Херцогом [вероятно, речь идет о проекте Херцога "Маленькому Дитеру нужно летать" (см. новость от 3 июля 2003 года), хотя официальной информации о том, что фильм будет запущен в производство, пока не поступало. - Irina, январь 2005]. Пока же "Машинист" остается ближе всего к его сердцу. "Никто никогда не полюбит этот фильм так, как люблю его я. Это моя самая большая гордость".

"Машинист" и "Бэтмен: начало" выходят в российский прокате 2005 году. Рецензии на них вы непременно найдете в будущих номерах Total Film.

Киллиан Мерфи
Ирландский актер о том, каково изображать из себя супернегодяйское Пугало...

"Бэтмен: начало" — ваш первый блокбастер. Беспокоитесь по этому поводу?

Я обычно мало интересуюсь кинопродукцией подобного рода, но режиссером там Крис Нолан, сценарий великолепен, подбор актеров просто гениален. Я не смог отказаться. Опять же, быть гадом довольно забавно.

Что умеет Пугало?

Его оружие — газ, вызывающий панику. Сам по себе Пугало не очень страшен, поэтому приходится пользоваться подручными средствами.

Каково было работать с Кристианом Бейлом?

Великолепно: он абсолютно растворяется в роли. Готовясь к съемкам, он месяцами тренировался как умалишенный — вы обалдеете, когда увидите боевые сцены. Все прочие Бэтмены по сравнению с ним — чистые пупсики. Плюс Кристиану очень идет бэт-костюм.

А вы-то сами разве не пробовались на роль Бэтмена?

Да, но я не заморачиваюсь — даже пробы запомнятся мне навсегда. Спросите любого человека мужского пола, хочет ли он влезть в настоящий бэт-костюм!..

Вы в детстве читали комиксы про Бэтмена?

Да нет, я никогда не был большим фанатом. Но когда я получил роль, DC прислала мне все комиксы про Пугало — пришлось их изучить.

Колин "Буллзай" Фаррел — ваш приятель. Он делился секретами суперзлодейского мастерства? Нет. "Сорвиголова" был полным говном...

Адам Стоун

 

 

Реклама:
Hosted by uCoz