Статьи и интервью
Последнее
обновление - 22 ноября 2003
Актер, отправившийся
в фантастическое путешествие
Грэм
Фуллер,
Interview, февраль 2001.
Кристиану
Бейлу двадцать семь лет. Нельзя сказать, что в начале своей
кинокарьеры он
много рисковал или подвергался всевозможным
опасностям. Ну, разве что, позволил однажды Кеннету Бранна перетащить
себя через поле брани, усеянное трупами после битвы при Эджинкорте.
Они шагали через грязное месиво в фильме "Генрих V",
вышедшем на экраны в 1989 году. Тогда Кристиану было пятнадцать.
И не то, чтобы молодой красавец-англичанин робел - просто роли
ему доставались такие, которые не требовали от него ничего необычного
или безумного.
Затем
было приглашение на роль Патрика Бейтмана – холеного, самодовольного
маньяка, одержимого мыслями о зверских
убийствах. Фильм снимался
режиссером Мэри Хэррон по роману Брета Истона Эллиса "Американский
психопат". Был момент, когда
казалось, что Бейл потерял роль. Это случилось после того,
как к ней проявил интерес Сам Леонардо ди Каприо. Но ди Каприо
предпочел
убраться от греха подальше, а роль вновь оказалась в руках
Бейла. И он полностью оправдал доверие и все надежды режиссера.
Он показал
нам желтушную бледность, имитирующую загар; вздувшиеся на лбу
вены; надменное высокомерие дельца с Уолл-Стрит, сквозящее
буквально во всем – играя Бейтмана, Кристиан превзошел сам
себя. Эта роль
легко могла пустить под откос всю его актерскую карьеру. Но
Бейл сделал из образа Бэйтмена карикатуру, и его старания полностью
себя оправдали. Ах, если бы кому-нибудь удалось превратиться
в муху, сидящую на стене и слушающую, как Бейл будет обсуждать
образ скучающего женоненавистника Бэйтмена со своей новой мачехой,
лидером борцов за права женщин, Глорией Стейнем!..
Но вот "Американский психопат" позади. С тех пор Бейл
успел жениться. Он много и успешно снимается. И его неизбежный
кинопрорыв становится все ближе. Мы беседуем с ним за день до
окончания его съемок в новом научно-фантастическом боевике "Эквилибриум",
где его партнером вновь стала Эмили Уотсон.
Грэм Фуллер: Приветствую тебя, Кристиан! Как поживаешь?
Кристиан: Да нормально, спасибо. Три месяца жил здесь, в Берлине,
завтра уезжаю.
ГФ:
В последний раз мы с тобой виделись… когда? Два года назад?
Мы тогда обсуждали "Velvet Goldmine".
КБ: Да, в фойе отеля "Royalton" в
Нью-Йорке.
ГФ:
Давай посмотрим, что с тех пор произошло. После "Velvet
Goldmine" ты снялся в "Американском психопате", "Шафте",
а потом в "Выборе капитана Корелли", который выйдет
на экраны этой весной. Кого ты играешь в "Выборе капитана
Корелли"?
КБ: Греческого рыбака
по имени Мандрас. Его имя по-гречески обозначает что-то вроде "живая изгородь",
хотя не вполне ясно, почему его так называют.
ГФ: Как складывается его судьба?
КБ: Он влюблен
в соседскую девушку (ее играет Пенелопа Круз). Когда начинается
Вторая Мировая война, вся жизнь Мандраса рушится.
Он готов на все ради своей родной деревушки, ради дорогих ему
людей. И чтобы доказать это, он уходит воевать. Идиллия, которой
раньше была жизнь Мандраса, остается позади. Вернувшись с войны,
он обнаруживает, что деревушки больше нет, а его девушка полюбила
другого. И что ее новый возлюбленный – итальянец (Николас Кейдж),
против которых он, Мандрас, только что сражался.
ГФ: Исполнение роли греческого рыбака требовало больших усилий?
КБ: В конце концов,
я приспособился, но, в общем, да, это было нелегко. Хотя после "Американского психопата" и "Шафта" роль
Мандраса показалась мне просто глотком свежего воздуха. Было
приятно сыграть персонажа, который проявляет нормальные человеческие
эмоции.
ГФ:
Браться за роль и не быть уверенным, что ты сможешь ее сыграть
– должно быть, это неотъемлемая часть актерской жизни.
КБ: Ну, так можно говорить про тех актеров, которые всегда готовы
выставить себя в дурацком свете, потому что постоянно заботятся
о том, что о них подумают зрители.
ГФ:
Когда в тринадцать лет ты снимался в "Империи солнца",
ты осознавал серьезность происходящего?
КБ: Нет, это пришло ко мне намного позже. А тогда мне было нечего
терять, не о чем заботиться. О карьере я не задумывался. И ни
о каких последствиях своей работы я тоже совершенно не думал.
ГФ: Но ты же не будешь отрицать, что во время тех съемок тебе
было необходимо настоящее мужество и бесстрашие?
КБ: Я считаю, что ты становишься бесстрашным, когда начинаешь
понимать, почему нужно бояться тех или иных вещей, которые тебе
необходимо выполнить. В то время я не знал, чего мне следует
бояться.
ГФ: И у тебя не возникало необходимости постоянно поддерживать
свой боевой дух? Ты просто шел на съемочную площадку и работал?
КБ: Да. Все происходило совершенно неосознанно. И я считаю,
что отсутствие у меня осведомленности о том, как делают кино,
пошла мне только на пользу, потому что я не смотрел на свою работу
как на участие в крупномасштабном фильме. Я просто работал, здесь
и сейчас. И думаю, меня поддерживало то настоящее удовольствие,
которое ты только можешь получать в этом возрасте, если достигаешь
предела своих мечтаний. Но, все-таки, в данном случае, самым
главным было одобрение моей работы со стороны взрослых, которые
меня окружали.
ГФ: Это интересно. Говорят, что детство заканчивается тогда,
когда приходит самосознание.
КБ: Да-да, это со мной и случилось, сразу же после съемок.
ГФ: Это как-то повлияло на твое решение стать профессиональным
актером?
КБ: Да. Неожиданно мне стали говорить, что съемки у Стивена
Спилберга испортили меня – дескать, я стал дерзким и нахальным,
стал думать, будто бы я лучше других. Поначалу меня это очень
удивляло. Мне стало казаться, что со мной что-то не так, потому
что теперь все смотрели на меня другими глазами. Все это очень
сбивало с толку, и я сомневался, буду ли когда-нибудь вообще
еще сниматься в кино.
ГФ: И когда прошло это ощущение?
КБ: До двадцати двух
лет я регулярно возвращался к этой мысли. А потом сказал себе: "Значит, так. Я не бездельничаю, отношусь
к своей работе серьезно. И хочу всерьез испытать себя в этом
деле, а не стоять на обочине и просто наблюдать, как-то там все
сложится".
ГФ: И как же проходило испытание?
КБ: Я просто шел по намеченному пути. Это было важнее, чем предвкушать,
что же получится в результате. Отчасти так происходило потому,
что я обнаружил, что на меня налепили штамп актера, типичного
для определенного амплуа. Так происходит с каждым актером, который
пытается получить роль, которая серьезно отличается от того,
что он делал раньше.
ГФ: Как актеру, тебе постоянно приходится сталкиваться с определенными
трудностями. Одна из них заключается в том, что никогда не знаешь,
как к тебе придет следующая роль. А вторая заключается в том,
что ты обязан достигать определенного эмоционального напряжения
во время работы перед камерой.
КБ: Верно, все так. Когда я был мальчишкой, в моей жизни происходили
бесконечные перемены, потому что мы очень много переезжали с
семьей с места на место. И от своих родителей я унаследовал не
только стойкое отвращение к монотонной работе с девяти до пяти,
но и убеждение, что скучать самому или утомлять других – это
самое худшее в жизни. Конечно же, в работе бывают моменты, когда
все, что от тебя требуется – это что-то выразить жестом, движением,
когда самым лучшим оказывается вообще ничего не делать. А в других
случаях ты вынужден перестать обращать внимание на людей, окружающих
съемочную площадку. Если ты выполняешь свою работу добросовестно,
появляется риск оказаться немного не в своем уме, погрузится
в это состояние и именно тогда выдать нужные эмоции. И тут важно
все, до мелочей, потому что сейчас, в этот самый момент, ты на
съемочной площадке, ты работаешь. И не важно, что с тобой сегодня
произошло, в каком ты настроении, - у тебя есть всего несколько
дублей, и за это время тебе необходимо сделать все, что задумано.
В такие моменты ты либо воспользуешься обстоятельствами, либо
нет. Либо ты решаешь сделать все как можно проще, и это означает,
что ты собираешься просто разочаровать себя или кого-либо еще,
либо ты решаешься выглядеть нелепо, но это единственный способ
порадоваться в итоге, когда ты будешь в последствии смотреть
этот фильм.
ГФ:
В "Американском психопате" есть сцена, в которой
ты занимаешься сексом с двумя проститутками и при этом любуешься
отражением своих бицепсов в зеркале. Скажи, ты не думал в этот
момент: "Я буду выглядеть нелепо!"?
КБ: Нет. Я никогда
не смотрел на Патрика Бейтмана как на реального человека. До
тех пор, пока я не заставил себя выглядеть нелепым,
у меня ничего не получалось. На съемках этого фильма я много
раз должен был преодолевать подобные препятствия. И во время
работы над этой сценой у меня совершенно не возникало мысли,
что нужно преодолеть в себе что-то невероятное. Гораздо больше
было ощущение, что это просто еще один день съемок "Американского
психопата".
ГФ:
Если бы ты составил список "Рискованных поступков,
которые ты совершал в своей жизни", какое место этот фильм
занял бы в нем? На этот раз не в смысле актерской игры, а в смысле
самой спорности обсуждаемого предмета?
КБ: Элемент риска
появляется только из-за неосведомленности людей. Отношение
к фильму прямо связано с их неосведомленностью.
Поэтому принято думать, что и для меня участие в этом фильме
– тоже риск. Я считаю, что люди становятся гораздо менее терпимыми,
когда они являют собой "общественную массу". Тогда
они готовы по любому поводу заявить: "Боже, я против этого!" В
случае с "Американским психопатом" на наш фильм просто
не смотрели как на настоящую сатиру, какой он на самом деле является.
Трудно представить, чтобы этим фильмом были шокированы люди,
смотрящие его просто из интереса, для себя. Скорее, шок возникает
у тех, кому необходимо высказать свою точку зрения.
ГФ: Тебе случалось испытывать страх от того, что у тебя не получится
сыграть того персонажа, за роль которого ты взялся?
КБ: Нет, просто в таких случаях приходит разочарование. Из-за
того, что не удалось воспользоваться предоставленной возможностью
так, как тебе представлялось вначале, из-за того, что не получилось
задуманное. Я всегда могу себе представить, как все должно получиться,
а затем начать спрашивать себя, может ли так получаться каждый
раз.
ГФ: Частная сторона жизни для тебя важнее, чем ее публичная
сторона?
КБ: Да. На публике
я становлюсь похожим на чистый лист бумаги. И именно поэтому
я так люблю "играть" и "представлять".
ГФ: Ты женился примерно год назад, верно? Обычно говорят, что,
когда человек влюбляется, это можно сравнить с настоящим приключением.
И с тобой произошло так?
КБ: Именно так. И произошло совершенно неожиданно. Думаю, что
в этом и заключается вся прелесть. Все пришло словно ниоткуда.
ГФ: А ты был к этому готов?
КБ: Совершенно не
был готов. Я даже не предполагал, что со мной может произойти
что-то подобное. Когда я представлял себе свою
жизнь, то думал, что лет в тридцать пять я, может быть, буду
готов к чему-то такому. И вдруг, неожиданно, понял, что встретил
Ее. И тогда я сказал себе: "Не валяй дурака. Сейчас ты будешь
сидеть и вздыхать, дескать, ах, я не готов, а потом пожалеешь
о том, чего ты не сделал в нужный момент и, в результате, теперь
рядом с тобой нет ЭТОГО человека". Я подумал, что надо просто
начать, а уж потом мы вместе сообразим, как нам быть дальше.
ГФ: А вскоре после
этого женился и твой отец. Расскажи мне немного о своей новой
мачехе.
КБ: (со смехом) Да, в общем, со дня их свадьбы я не видел ни
Глории, ни отца. Я уехал еще в мае. А если говорить о неожиданных
вещах, то я не думаю, что мой отец ожидал чего-то подобного в
своей жизни. Мы с моей женой Сиби хотим вскоре уехать к ним,
чтобы всем вместе провести пару недель, и это должно быть просто
замечательно. Я привык к тому, что мой отец всегда один. Даже
своего отца он видел всего шесть раз в жизни. Я встретился с
дедом незадолго перед его смертью. И это был единственный раз,
когда я видел, как мой отец с ним общается. Было интересно видеть
моего собственного отца в роли сына, наблюдать за их бессловесным
общением, видеть происходящую перемену в их отношениях. И, в
каком-то смысле, это изменило наши взаимоотношения с отцом к
лучшему. Теперь мне предстоит увидеть его в паре с подругой.
ГФ:
Ты женился и, разумеется, разбил сердца и мечты тысяч "Бейлоголовых".
Мне интересно, насколько виноватым в этом ты себя чувствуешь?
КБ: Да, в общем-то, ни насколько не чувствую.
ГФ:
Ты можешь объяснить причину феномена "Бейлоголовых" -
этой огромной Интернет-армии твоих почитателей?
КБ: Я уважаю их, но предпочитаю держаться от всего этого на
расстоянии. Лично мне всегда было приятнее смотреть на результаты
творчества актера, писателя или музыканта, чем знать его самого
как человека. Если знаешь об актере слишком много, то это значительно
сокращает его возможность продолжать свою работу на нужном уровне.
ГФ:
В твоем случае обожание поклонников превратилось в необычное
явление, потому что…
КБ: Потому что никто из них не знает меня.
ГФ: Тебе удается очень хорошо хранить свои секреты.
КБ: Мне нравится оставаться
секретом для других и продолжать работать. Но еще я хочу, чтобы
люди смотрели фильмы с моим участием,
и с этой целью я выступаю "на передний план". Мне приятно
думать, что, до тех пор, пока ты продолжаешь сниматься в совершенно
различных по жанру ролях, ты можешь избегать предсказуемости.
ГФ: Ты счастлив?
КБ: На сегодняшний момент – да. Я не покидал съемочных площадок
с начала мая, и уже успел позабыть, каково это – не получать
каждый вечер расписание сцен, в которых я буду завтра задействован.
Мы с женой собираемся взять напрокат машину и отправиться по
Европе, куда глаза глядят. Никаких планов, просто отправимся
на встречу приключениям.
P.S. "Это
была какая-то сумасшедшая фотосъемка", -
говорит нам Эллен фон Юнверт, когда мы расспрашиваем
ее, как проходили работы с фотографом (для съемок Кристиана
Бейла
в качестве "Лица
на обложке"). Оказывается, предварительно, специально
для проведения фотосессии, был заказан номер в одном из отелей
Берлина.
Но, когда пришло время съемок, оказалось, что в этот номер
уже заселили постояльцев. "И знаете, что они нам сказали?
Что они предоставят нам комнату, если им разрешат на все посмотреть".
Им разрешили.
Оригинал
- здесь,
перевод - Capri, специально для .