Статьи и интервью
Последнее обновление - 9 сентября 2004
Летучая
мышь настигает добычу
Джон
Хичкок, The Telegraph, 28 августа 2004.
Бэтмен
возвращается, и он не только серьезнее, мрачнее и злее,
чем прежде – он из Уэльса, и в его распоряжении – 4 бэтмобиля
стоимостью 1 млн. фунтов каждый, достигающие скорости 100
миль в час.
Около
полуночи. Улицы, примыкающие к чикагскому мосту Франклин
Бридж, заполнены сотнями статистов, одетых в мундиры полиции,
пожарных и санитаров.
Кто-то
поливает улицу из шланга для создания иллюзии ночной влажности,
софиты и камеры выдвигаются на позиции, а полицейские машины,
всадники верхом на лошадях и ассистенты постановщика толпятся
у въезда на мост.
Все
ждут, когда появятся бэтмобили и начнутся съемки трюка –
автомобиль будет перепрыгивать Чикаго-ривер.
За
окружающим хаосом спокойно наблюдает 33-летний британский
режиссер Крис Нолан, который никогда прежде не снимал боевиков,
тем более таких масштабных, как "Бэтмен:
Начало", с бюджетом 100 млн. фунтов. Студия "Warner
Brothers" надеется, что новый фильм вдохнет новую жизнь
в киносериал про Бэтмена, практически уничтоженный в 1997
году провальным фильмом "Бэтмен и Робин".
Нолан,
до этого снявший малобюджетные картины "Мементо" и "Бессонница",
получил эту работу благодаря своему энтузиазму, своим идеям
и обещанию вернуть Бэтмена к его корням, а именно, к психологической
драме. В отличие Тима Бертона, работавшего в стиле "готической
фантастики", Нолан выбрал для своего Бэтмена стиль сурового
городского реализма и тему "как и почему Брюс Вейн превратился
в Бэтмена".
"Этот
Бэтмен принадлежит нашей реальности, – объясняет он,
сидя у стойки бара во время перерыва в съемках. – У
него нет супермощи; все, что у него есть, это богатство,
которое он использует для создания нужных ему технологий".
Если
выбор Нолана режиссером был шагом рискованным, то приглашение
на главную роль Кристиана Бейла, сравнительно неизвестного
британского актера, тем более было лотереей.
Бейл,
который родился в Уэльсе, еще ребенком снялся в фильме Стивена
Спилберга "Империя солнца", а в 2000 году сыграл
роль серийного убийцы Патрика Бейтмана в "Американском
психопате". Бэтмена он изображает зловещей фигурой.
Бэтмен
Бейла далеко ушел от пародийного, комического героя, сыгранного
Адамом Вестом в телесериале 60-х годов. Он гораздо мрачнее
и недавних Бэтменов Майкла Китона, Вэла Килмера и Джорджа
Клуни, чей костюм с резиновыми сосками превратил Рыцаря-в-Плаще
скорее в посмешище, чем в героя.
"Этот
Бэтмен погружен во тьму, им движет невероятной силы ярость,
– говорит 30-летний Бейл. – Его гнев страшен. Он не
рыцарь в сверкающих доспехах, он хочет лишь одного – мести".
Нолан
окружил Бейла практически только британскими актерами и командой.
Среди них Майкл Кейн в роли дворецкого и опекуна Брюса, Альфреда,
Гэри Олдмен в роли лейтенанта полиции Готема Джеймса Гордона
и Лиэм Нисон в роли таинственного наставника Вейна, Генри
Дукарда.
Большая часть
съемок проходила в студии "Шеппертон", где была построена
исполинская сырая пещера Бэтмена, с лагуной, водопадом и тайным
холостяцким ложем. А в бывшем авиационном ангаре командой Нолана
был возведен целый квартал Готема, чей внешний вид был во многом
навеян снесенными в 1994 году многоэтажными трущобами Коулуна
в Гонконге.
Чтобы добавить
фильму реализма, часть натурных съемок было решено перенести
в Чикаго, который на время стал Готемом.
Администрация
Чикаго посодействовала команде фильма, перекрыв улицы и позволив
бронированному бэтмобилю гонять по городу со скоростью 100
миль в час. Несколько городских зданий использовались для съемок
эффектных трюков, в том числе с участием Бэтмена и двух злодеев
– Пугала в исполнении Силлиана Мерфи и эко-террориста Рас Аль
Гула, сыгранного Кеном Ватанабе.
Нолан изучил
всю 65-летнюю историю комиксов о Бэтмене, чтобы придумать сюжет "Бэтмена:
Начало" – историю молодого Брюса Вейна, который стал
свидетелем смерти своих родителей, а потом, после долгого изгнания,
вернулся в Готем – 25-летний мужчина, жаждущий мести. "Бэтмен
– одна из самых великих фигур в поп-культуре, но чтобы снять
этот фильм, нужна была более веская основа", – говорит
Нолан.
Согласно
новой фабуле, придуманной Ноланом вместе с Дэвидом Гоейром,
семейный бизнес Вейна, связанный с производством техники и
оружия по заказам военных, захватили акционеры. Они закрыли
разработку наиболее перспективных проектов и уволили их разработчика,
Люциуса Фокса (Морган Фримен).
Вейн сближается
с Фоксом и пользуется его разработками, чтобы создать Бэтмена
– как раз вовремя, чтобы остановить подлого злодея Пугало,
который вознамерился отравить весь Готем.
Но отправной
точкой, основой видения Нолана, стал бэтмобиль. Целый год Нолан
и его художник-постановщик из Британии Натан Краули корпели
над чертежами в гараже у режиссера в Лос-Анджелесе, разрабатывая
дизайн бэтмобиля, который одним своим видом объяснил бы суть
этой истории.
"Я
хотел добиться того, чтобы бэтмобиль, как и все остальные
детали в фильме, был реальным и правдоподобным",
– говорит Нолан.
В отличие
от предыдущих автомобилей Бэтмена, новая машина – это настоящий
скоростной, милитаристский автомобиль, мощная тачка для ранимой
души, это – гибрид "Ламборджини" и "Хамви" с
тремя двигателями (один из которых – реактивный), спереди покрытый
зазубренными бронированными пластинами.
Каждая из
четырех машин обошлась в 1 млн. фунтов, и водитель-каскадер
Джордж Коттл клянется, что это самый быстрый автомобиль из
всех, что ему приходилось водить.
Человек,
который находится в центре всей этой активности и на которого
тратятся эти огромные деньги, то есть Кристиан Бейл, относится
ко всему с холодной невозмутимостью и, похоже, нисколько не
тяготится возложенной на него ответственностью. Подобно своему
герою, он в некотором роде одиночка, серьезно относящийся к
своей работе.
"Это,
наверное, самый большой проект из всех, где мне довелось
участвовать, и если я не буду относиться к нему серьезно,
то и никто не будет, – говорит он. – Я хочу, чтобы
мой Бэтмен был скорее дикой тварью, животным, чем человеком.
У меня нет желания изображать забавного малого в маскарадном
костюме. Тут уж одно из двух – либо быть похожим на полного
придурка, либо на грозного засранца. Я уж лучше буду грозным
засранцем".
Исполнительница
главной женской роли, 26-летняя американская актриса Кэти Холмс
(она играет помощницу окружного прокурора Готема Рэчел Доус),
не сомневается в своем партнере по фильму. "Из него
вышел отличный Бэтмен, – говорит она. – Меня дрожь
пробрала, когда я впервые увидела его в костюме. Кристиан –
идеальный выбор на эту роль, потому что в нем есть что-то и
от темной стороны".
Бейл дебютировал
как актер в 9 лет в рекламных роликах на британском телевидении
и сыграл в театральной постановке, комедии "The Nerd",
вместе с Роуэном Аткинсоном.
Слава пришла
к нему в 13 лет, после того, как он получил главную роль в "Империи
солнца". В 1992 году он приехал в Америку и сыграл лидера
уличных мальчишек, торгующих газетами, в провальном диснеевском
мюзикле "Продавцы газет",
а потом исполнил роль Лори в фильме Джиллиан Андерсон "Маленькие
женщины".
Затем последовали "Velvet
Goldmine" и несколько малобюджетных и не слишком
успешных картин, после чего Бейл получил самую яркую свою
роль биржевого маклера с Уолл-стрит, по совместительству
маньяка-убийцы Патрика Бейтмана в неоднозначной картине "Американский
психопат".
Совсем недавно
он похудел на 80 фунтов для роли в психологическом триллере "Машинист".
Тогда же он был утвержден на роль Бэтмена, и ему пришлось постараться,
чтобы в срочном порядке вернуть свой прежний вес.
Теперь он
старается поддерживать свой вес на одном и том же уровне, чтобы
без проблем влезать в свой эластичный бэткостюм. "Он
нагревается, в нем жутко потеешь, он вызывает у меня клаустрофобию
и головную боль, – говорит он с усмешкой. – Но я не
собираюсь скулить по этому поводу".
"Бэтмен:
Начало" должен выйти на экраны следующим летом,
и в последующие годы у Кристиана Бейла есть хороший шанс
как следует намозолить глаза киноманам: он уже заключил контракт
на съемки в двух продолжениях "Бэтмена".
Оригинал
- www.telegraph.co.uk.
Перевод - Irina, .