Rambler's Top100  

Главная страница

Новости

Биография

Фильмография

Публикации в прессе

Цитаты

Фотоальбом

Ссылки

Портрет леди / The Portrait of a Lady
Последнее обновление - апреля 2005

Режиссер – Джейн Кэмпион
Сценарист – Лора Джонс
Продюсеры – Стив Голин, Монти Монтгомери, Марк Тернболл
Оператор – Стюарт Драйбург
Композитор – Войцех Килар
Монтаж – Вероника Дженет
Художник-постановщик – Джанет Паттерсон
Художественное оформление – Марк Рэггетт
Художник по костюмам – Джанет Паттерсон
Декорации - Бруно Цезари

В ролях:

Николь Кидман (Изабель Арчер)
Джон Малкович (Гилберт Осмонд)
Мартин Донован (Ральф Тачетт)
Барбара Херши (мадам Серена Мерль)
Мэри-Луиз Паркер (Генриетта Стэкпол)
Шелли Винтерс (миссис Тачетт)
Ричард Е. Грант (лорд Ворбертон)
Шелли Дювалль (графиня Гемини)
Кристиан Бейл (Эдвард Розьер)
Вигго Мортенсен (Каспар Гудвуд)
Валентина Черви (Пэнси Осмонд)

Великобритания - США, 1996 год.
Продолжительность – 142 минуты.

Страница фильма на IMDB

Неофициальный сайт:

- www.filmscouts.com

Издан в России:

- на видео (Пирамида, 18 января 2000)

Издан в США:

- на видео (12 января 1999)
- на DVD Region 1 (14 сентября 1999)

Купить DVD Region 1:

- на Amazon.com
- на www.dvd100.ru

Почитать о фильме:

- страница фильма на сайте Вигго Мортенсена (рецензия, факты)
- рецензия на www.videoguide.ru
- рецензия на www.km.ru
- рецензия на sqd.ru

Роман Генри Джеймса:

- найти книгу на русском языке на сайте Alib.ru (букинистические книги)
- скачать краткое изложение (на русском)
- почитать в интернете (на англ.)
- купить (на англ.)

Разные ссылки:

- биография Генри Джеймса (на англ.)
- страница фильма на сайте Николь Кидман (рус.)
- фотогалерея усадеб, пейзажей и произведений искусства, упомянутых в романе
- скачать саундтрек

Кадры из фильма

Молодая американка Изабель Арчер неожиданно получает от дальнего родственника большое наследство. Прогрессивно мыслящая и свободолюбивая молодая особа, Изабель не спешит замуж, и деньги помогают ей обрести столь желанную независимость. Стремясь познать мир, девушка отправляется в путешествие и однажды встречает Гилберта Осмонда – мужчину, которому удается очаровать Изабель и сочетаться с ней узами брака. Брака, в котором она будет страшно несчастлива…

Одноименный роман Генри Джеймса (1843–1916), послуживший основой для картины Джейн Кэмпион, известен в России как "Женский портрет", а сам писатель входит в число признанных английских классиков. Джеймс родился в Америке, но большую часть жизни провел в Европе, где встречался с Тургеневым и изучал нравы, царящие в обществе. Будучи не самого высокого мнения о европейцах (во многих романах Джеймса, в том числе и в "Портрете леди", американцы выступают символом свободы, а Старый Свет – оплотом консерватизма), писатель, однако, явно предпочитал европейскую косность американской раскованности – на склоне лет он поселился в Англии, где и умер в 1916 году. "Портрет леди", написанный во время пребывания Джеймса в Италии и изданный в 1881 году, считается одним из лучших его произведений (в частности, входит в список 100 лучших романов всех времен по версии газеты The Observer).

Произведения Джеймса, как правило, отличались большим объемом, множеством персонажей и длиннющими диалогами, и вплоть до 1947 года экранизировать его никто не брался. Но с тех пор кинематографисты "распробовали" прозу Джеймса: по его книгам снято больше 50 картин. Больше всего повезло "Повороту винта" – у романа больше десятка киноверсий (среди них – одноименная лента Джон Франкенхаймера 1959 года, причисленная ныне к классике), не раз экранизировали "Площадь Вашингтона" и "Крылья голубки". Существует и вторая (точнее, конечно же, первая) версия "Портрета леди" – телевизионный фильм 1968 года, где Ральфа играл Ричард Чемберлен.

За Джеймса нередко брались маститые режиссеры - в 1974 году Питер Богданович снял "Дейзи Миллер", три года спустя Франсуа Трюффо поставил "Зеленую комнату", в 1997 появилась "Площадь Вашингтона" Агнешки Холланд. Однако самой успешной экранизацией Джеймса до сих пор остается фильм "Наследница" (1949) Уильяма Уайлера с Оливией де Хэвиленд, адаптация "Площади Вашингтона". Фильм получил 4 "Оскара" – за лучшую женскую роль, декорации, костюмы и музыку – и еще в 4 категориях номинировался. Вероятно, именно с тех пор у Киноакадемии появилось что-то вроде традиции – непременно выдвигать самые заметные киноверсии Джеймса в категории "лучшие костюмы": этим достижением могут похвастаться уже упомянутая "Дейзи Миллер", "Европейцы" и "Бостонцы" Джеймса Айвори и последняя версия "Крыльев голубки" (1997) с Хеленой Бонем-Картер в главной роли.

Про Джеймса Айвори вообще разговор особый - именно он к середине 90-х считался в США и Европе "главным специалистом" по Генри Джеймсу. Часто имеющий дело с классической литературой и давно нащупавший свой собственный стиль съемок костюмных драм, Айвори "поднял" больше романов Джеймса, чем любой другой режиссер – на данный момент целых три! - и фактически является рекордсменом в этой области. Причем версии Айвори всегда принимали если не на ура, то весьма благосклонно "Европейцы" (1979) , помимо упомянутой номинации на "Оскар" за костюмы, участвовали в конкурсе Каннского фестиваля, "Бостонцы" (1984) выдвигались на приз Киноакадемии уже не только за костюмы, но и за игру Ванессы Редгрейв, а последний фильм Айвори по роману Джеймса, "Золотая чаша" (2000), вновь попал в официальную программу Канн.

Вот на его-то монополию и посягнула Джейн Кэмпион, первая женщина-режиссер, получившая "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах – за "Пианино", повсеместно признанное шедевром.

Кэмпион впервые прочла "Портрет леди" в далекой юности. "Это мелодрама, обладающая таинственной и непреодолимой притягательностью, и мне очень хотелось объяснить зрителям, за что именно я люблю эту книгу", - объясняла она свое решение экранизировать роман. Чтобы реализовать проект, Кэмпион понадобилось несколько лет. "Портрет леди" дался мне труднее всех остальных фильмов", - впоследствии признавалась она.

Роман адаптировала для кино еще одна австралийская феминистка - Лора Джонс, позже работавшая с Джиллиан Андерсон над "Оскаром и Люсиндой" (как известно, на счету у Андерсон есть еще одно женское кино всех времен и народов – "Маленькие женщины"). Кроме того, Джонс уже сотрудничала с Кэмпион – была автором сценария "Ангела за моим столом" (1990), принесшего Кэмпион приз жюри Венецианского фестиваля.

Одной из самых серьезных проблем, вставших перед сценаристкой, было втиснуть роман объемом в 600 с лишним страниц в 2 часа экранного времени. В итоге в наиболее полном виде в фильме представлены, по сути, лишь две сюжетные линии: "Изабель-Осмонд-мадам Мерль" и "Изабель-ее кузен Ральф", остальные события и герои лишь намечены, а у некоторых важных по книге персонажей всего по нескольку сцен. Эта "недоговоренность" была еще одной причиной, подпортившей восприятие ленты зрителям, не знакомым с книгой. По словам все того же Роджера Эберта, "если вы не читали роман, то можете просто не понять этого фильма: слишком многое упущено, приукрашено или подано лишь намеками".

Идея пригласить на главную роль Николь Кидман принадлежала… самой Николь Кидман. Узнав, что Кэмпион собирается экранизировать "Портрет леди", актриса сама позвонила своей знаменитой соотечественнице (точнее, почти соотечественнице - Кидман родом из Австралии, а Кэмпион – из Новой Зеландии) и предложила свою кандидатуру. К тому моменту Кидман уже завоевала известность, но настоящего звездного статуса еще не достигла. "Мне всегда нравилось видение Джейн и ее взгляд на женщин", - объясняла актриса свое желание попасть в картину. – К тому же, я очень хотела поработать с Джейн". Для роли в "Портрете леди" Кидман пришлось перекрасить волосы, прочитать четыре раза роман Генри Джеймса и опробовать на себе корсет, дабы сузить талию до 19 дюймов (см). После съемок она была так измучена физически и морально, что на две недели слегла в постель с диагнозом "стресс" и полгода не соглашалась ни какие предложения о работе. "Во время работы я постоянно отождествляла себя со своей героиней" - признавалась Кидман.

По той же самой причине, что и Кидман – чтобы поработать с Кэмпион – на роль в фильме согласился и Джон Малкович, к тому моменту уже сыгравший в "Опасных связях" (1988) и "Под покровом небес" (1990) и дважды выдвигавшийся на "Оскар" (за "Места в сердце" и "На линии огня"). Причем сначала актер получил приглашение… сыграть Ральфа.

Однако в итоге роль кузена Изабель получил Мартин Донован, а коварную мадам Мерль сыграла Барбара Херши ("Ханна и ее сестры", "Последнее искушение Христа", "С меня хватит!"). Две последние актерские работы оказались, по мнению профессионалов и критиков, самыми удачными в фильме: Барбара Херши номинировалась за роль второго плана на "Оскар" и "Золотой глобус", а Мартин Донован получил награду Национальной ассоциации кинокритиков. Для Донована, малоизвестного актера независимого кино, работа в картине имела и еще одно, дополнительное значение: во многом благодаря "Портрету леди" его карьера вышла на новый уровень, и вскоре в его послужном списке появились такие фильмы, как "Противоположность секса", "Онегин" и "Бессонница" Криса Нолана.

Одну из ролей Кэмпион предложила Сюзан Сарандон (миссис Марч в "Маленьких женщинах"), но актриса отказалась из-за проблем в семье (ее дочь как раз пошла в среднюю школу и девочке нелегко давалась адаптация).

Съемки длились несколько месяцев (с лета почти до конца 1995 года) и проходили на нескольких основных площадках от Италии до Англии, причем съемочной группе приходилось постоянно менять дислокацию. Бюджет 27 млн. долларов, считающийся весьма приличным для костюмной мелодрамы, позволил провести тщательную подготовительную работу, а, самое главное, снимать в тех самых местах, которые упоминались в романе – римском Колизее, площадях Луццы, во Флоренции и в Сэлисбэри (Англия). В качестве оператора Кэмпион пригласила еще одного проверенного соратника – Стюарта Драйбурга, работавшего с ней над "Ангелом за моим столом" и "Пианино", а художником-постановщиком и костюмером ленты (то есть человеком, которому достался воистину огромный фронт работ) стала Джанет Паттерсон ("Пианино", "Оскар и Люсинда").

Другими словами, Джейн Кэмпион постаралась привлечь к работе в "Портрете леди" собственную, уже сложившуюся команду. Неожиданным оказался лишь выбор композитора: им стал поляк Войцех Килар, автор музыки к множеству польских картин, "Дракуле" (1992) Фрэнсиса Форда Копполы и фильмам Романа Полянского "Смерть и дева" (1994), "Девятые врата" (1999) и "Пианист" (2001).

Отдельного упоминания заслуживают и парики, сделанные для фильма – это творения настоящего мастера своего дела и большого специалиста по костюмным фильмам Питера Оуэна, работавшего над париками в "Веке невинности", "Опасных связях" и "Сонной лощине".

Кристиан Бейл попал на площадку "Портрета леди" сразу после работы над "Секретным агентом". Какое-то время ему даже пришлось совмещать две роли. "Я уже снимался в "Секретном агенте", когда начались репетиции "Портрета леди", и мне постоянно приходилось перестраиваться", - вспоминал Кристиан.

Репетиции под руководством Джейн Кэмпион вовсе не были пустой формальностью, а означали серьезнейшую работу над ролью. Так, еще до начала съемок Кристиан Бейл и молодая итальянская актриса Валентина Черви, игравшая его возлюбленную, стали обмениваться любовными письмами. "Я понимаю, это звучит ужасно глупо, но это полноценная часть работы над фильмом. И один из способов обмануть себя, самому поверить в то, что ты играешь, - объяснял Кристиан. – Нам даже не обязательно было отдавать эти послания друг другу, был важен сам факт того, что я пишу, как Эдвард Розьер, пытаюсь рассуждать так, как рассуждал бы он. У нас не было необходимости обмениваться этими записками, но было так здорово вдруг получить ответ на свое послание, а потом хранить его в секрете от всех!" Валентина не только отвечала на письма Кристиана, но и хранила под подушкой его фотографию в образе Розьера. Кстати, если Кристиан Бейл вырос в большую звезду англо-американского кино, то Валентина Черви стала известной актрисой в родной Италии и много снимается по всей Европе ("Отель" Майка Фиггиса, "Чемоданы Тульса Люпера" Питера Гринуэя). "Портрет леди" стал ее первой англоязычной постановкой.

"Мой персонаж, Розьер, всю свою жизнь был этаким хлыщом, заботился только о том, чтобы быть модным и всегда правильно одетым, - говорит Кристиан. - Он собирает старинные безделушки, книги и прочие редкости и неожиданно обнаруживает, что влюбился. Все прежние увлечения теперь перестают его забавлять, но отец девушки, которого играет Джон Малкович, запрещает им встречаться. Так что во всех моих сценах я пыхчу от возмущения и обиды".

Бейл и Малкович второй раз после "Империи солнца" работали в одном фильме, но ни одной совместной сцены в "Портрет леди" у них не было. "Одна сцена начинается с того, что я стою рядом с ним, но как только начинается действие, я оскорбленный ухожу прочь. И все, за весь фильм мы ни разу больше не оказались рядом. Зато часто показывают наши раздувающиеся ноздри", - улыбаясь, вспоминает Кристиан. Зато у Бейла были общие сцены с Барбарой Херши, с которой они вместе снимались в "Свингерах" (она играла там маму Роберта Шона Леонарда).

Небольшую, но довольно важную роль в фильме - Каспера Гудвуда, преданного поклонника Изабель Арчер – сыграл Вигго Мортенсен, будущий Арагорн из "Властелина колец". Вигго, кстати, тоже пришлось заниматься "совместительством": параллельно с "Портретом леди" проходили съемки другой картины с его участием, "Дневной свет", и актеру пришлось несколько раз летать через Атлантику – притом, что в фильме у него лишь несколько сцен.

Помимо главной награды в Каннах, Джейн Кэмпион получила за “Пианино" в общей сложности 18 наград, включая "Оскар" и "Сезар", а потом на несколько лет взяла паузу. Неудивительно, что ее новой работы ждали как откровения. Тем более, что "Портрет леди" – роман с большим количеством героев, множеством сюжетных линий и массой диалогов – был материалом, совершенно не похожим на "Пианино". Накануне премьеры киноведы и киноманы затаили дыхание… и почти поголовно оказалась разочарованы картиной.

Даже дежурная номинация на "Оскар" за костюмы (а также за роль второго плана - Барбары Херши) мало что изменила в оценке "Портрета леди". Фильм упрекали в холодности и безжизненности ("Портрет" берет все лучшее от "Пианино" – точность деталей, богатство языка, смысл, который кроется в каждом жесте, цвете, шелесте ткани - и превращает все это в клише" – цитата из рецензии). В искажении идей Джеймса ("В романе Изабель женится на Осборне из-за своего идеализма, а в кино - из мазохизма", - отмечает известный кинокритик Роджер Эберт). В излишнем феминизме (Джеймс писал книгу о женской слабости, но героиня Кэмпион все же сбрасывает свои оковы). Роль Малковича называли жалким подобием его же работы в "Опасных связях", а Кидман не запомнилась критикам ничем, кроме корсета и заплаканных глаз. Массового зрителя картина также не привлекла – "Портрет леди" собрал по миру в общей сложности 17,7 миллион долларов (из них 3,6 миллионов – в США, где так и не выбрался за рамки ограниченного проката).

Со временем, однако, начали раздаваться голоса и в защиту ленты. Николь Кидман стала звездой и получила "Оскар" за "Часы", и "Портрет леди" как-то незаметно обосновался в числе лучших работ актрисы, тень "Пианино" больше не нависала над фильмом, а мотивы любви, предательства и ответственности за свои решения, пусть и звучащие немного иначе, чем у Джеймса, вдруг оказались вечными. "Портрет леди" даже стали называть "гениальной" и "недооцененной" работой Кэмпион. Десять лет спустя после премьеры фильм, судя по всему, смотрится гораздо лучше, чем в момент выхода, а со временем может и вовсе стать "классикой кино 90-х". Чему, к слову сказать, весьма способствуют маленькие роли будущих знаменитостей, Вигго Мортенсена и Кристиана Бейла – одни только их поклонницы способны обеспечить фильму стабильную аудиторию на много лет вперед. Не говоря уж о ценителях таланта Николь Кидман.

© . Все права защищены.

 

liveinternet.ru: показано число посетителей за сегодня  

Реклама:
Hosted by uCoz