Статьи и интервью
Последнее обновление - 18 мая 2003
Загадка
Кристиана Бейла
Майкл
Аткинсон, Movieline Magazine, март 1997.
В
13 лет он прекрасно сыграл в фильме Спилберга "Империя
солнца", который, однако, не имел успеха в прокате.
В 18 он снялся в мюзикле "Newsies", который также был раскритикован в пух
и прах. Как случилось, что Кристиан Бейл, с маленькими ролями
в "Маленьких женщинах" и "Портрете леди",
только и говорящими в его пользу, в свои 23 года близок к
тому, – и шансы на это весьма велики – чтобы сделать продолжительную
и впечатляющую экранную карьеру?
Десять
лет спустя это стало фактом: Голливуд и большинство кинозрителей
все еще не прониклись впечатляющим и непостижимым мастерством,
с которым сделана спилберговская "Империя солнца".
В этом фильме, нереальной, но подлинной хронике жизни юного
англичанина, оказавшегося в плену в Китае во время Второй мировой
войны, есть совершенно роскошные моменты, делающие его непохожим
на все остальное американское кино. Картина пробирает до глубины
души, и в том числе благодаря присутствию Кристиана Бейла.
13-летний мальчик, он практически полностью доминировал в каждом
кадре. Когда его персонаж, Джим, теряет родителей в огромной
толпе китайцев, или видит издалека взрыв над Хиросимой и решает,
что это душа умершей женщины отлетела на небо, становится очевидно
– в данном случае речь не идет об еще одной простой истории
взросления, сыгранной еще одним опытным актером-ребенком. Игра
Бейла, вне всякого сомнения, - одна из лучших, что когда-либо
демонстрировали дети. Тем не менее, на “Империю”, как и на
Бейла, можно сказать, не обратили внимания, и сегодня может
показаться, что Бейл, если его вообще замечаешь, лишь время
от времени и совершенно случайно появляется то там, то здесь.
Голливудская
сага Бейла – единственный в своем роде пример уверенного следования
своим собственным путем. На этом пути Бейл сумел благополучно
миновать опасные выбоины карьеры, успешно справиться с невероятно
сложными актерскими задачами и избежать трудностей полового
созревания. Все это время ему удавалось более или менее избегать
всевидящего ока прессы, сплетен и беззастенчивой саморекламы.
Его карьера и его образ в глазах общественности могут послужить
уроком для его сверстников, многие из которых уже “забуксовали”
или вовсе исчезли из поля зрения. Бейл уцелел, сохранив в неприкосновенности
свою психику, личную жизнь и актерский дар. Он никогда не участвовал
в кампаниях по раскрутке, и даже в нынешнюю Рекламную Эру,
когда неизвестные соперничают из-за места на обложке журнала,
он по-прежнему стремится остаться в тени. А потому его имя
может не волновать вас так же, как имя Леонардо ди Каприо,
но он занимает столь же устойчивое положение в киноидустрии,
а его “взрослая” карьера обещает быть одной из самых успешных
среди актеров его поколения.
То,
что игра Бейла в “Империи солнца” так и не была оценена по
достоинству, было, быть может, его божественной удачей: если
бы фильм Спилберга стал хитом, какой 13-летний мальчишка на
планете мог сохранить тело и душу под тем давлением, с теми
возможностями, которые перед ним бы открылись, лицом лицу с
тем безумием, которое бы неизбежно последовало? Избежавший
подобной славы, Бейл после "Империи солнца" тихо
снимался то во второстепенных, но весьма значимых ролях (например,
в фильме "Генрих V"), то в главных ролях в паре многобюджетных "катастроф",
вроде незабвенного чудовищного мюзикла ("Newsies", который оказался выстрелом, не попавшим
в цель. Но Бейл так же легко парил над темными временами, как
чайка над мусорной кучей. А потом, уже будучи взрослым, он
внезапно обратил на себя внимание, появившись вместе с Вайноной
Райдер в "Маленьких женщинах". Его роль в этом фильме
породила просто какой-то тайный культ на просторах интернета.
Сейчас Бейл играет главную роль в фильме "Метролэнд" по
роману Джулиана Барнса, и весьма вероятно, рано или поздно
появится среди признанных звезд.
"Я
никогда не работал чаще, чем раз в год, - рассказывает мне
Бейл в Париже, где я случайно встретил его. – И в промежутке
между фильмами обо мне совершенно ничего не писали. Это определенно
моя стратегия. Мне нравится, что я не на обложках журналов,
что меня не показывают по ТВ, кроме тех случаев, когда идет
фильм с моим участием. Я хочу работать как можно больше и в
то же время ходить на вечеринки, не привлекая к себе внимания".
В отличие
от своих сверстников, Бейл никогда не имел собственного пресс-секретаря. "У
меня минимум людей, - объясняет он. – Мой агент и мой отец".
Агент Бейла, бывало, вел его дела прямо из дублинского паба
или с помощью мобильного телефона на улице – рабочие с соседей
стройки приостанавливали работу всякий раз, когда раздавался
звонок, а иногда даже случайно отвечали на звонки, как будто
были наняты на секретарскую службу. Его отец, Дэвид, бывший
хиппи/бывший пилот, выполнял для сына кое-какие обязанности
менеджера и пресс-секретаря, которые казались обоим необходимыми.
Родом из
Уэльса, Бейл живет в Лос-Анджелесе со времен работы над quot;Newsies",
и вовсе не в полном уединении, как можно предположить, исходя
из отсутствия информации в прессе о его личной жизни. "Мне
нравится ходить в ночные клубы, но при этом хочется оставаться
неузнанным, понимаете? Секрет в том, чтобы одеться попаршивее.
Именно так я всегда и делаю". Истории Бейла о том, как
к нему, бывало, обращались на публике, подтверждают его слова.
Однажды в нью-йоркском метро он столкнулся с бездомным парнем,
который, посмотрев на то, как Бейла окружила шумная толпа школьниц,
сказал: "Я не знаю, кто ты, черт возьми, такой, но, может,
когда-нибудь у тебя будет больше, чем один бакс". Потом
был случай с ассистентом по подбору актеров, которая налетела
на него в холле пражского отеля. "Кристиан! – завопила
женщина прямо ему в лицо. – Как здорово, что я тебя встретила,
у меня есть сценарий, который ты должен прочесть! Это просто
невероятно – в конце концов я встречаю Кристиана Слейтера!"
Перед "Империей солнца" у Бейла было только несколько театральных
и телевизионных ролей ("Все, что я хотел, это быть штурмовиком в "Звездных
войнах"), в том числе в мини-сериале "Анастасия: тайна Анны" с
будущей миссис Спилберг, Эми Ирвинг, в главной роли. "Обычно я говорю,
что играл вместе с Эми Ирвинг и таким образом получил роль в "Империи
солнца", но на самом деле это неправда, - говорит он. – Я снимался и прослушивался
на роль у Спилберга одновременно. Спилберг даже сказал мне потом, что ему не
понравилось, как я сыграл в "Анастасии". Тем не менее, Спилберг выбрал
Бейла из 4000 британских мальчишек, чтобы снять фильм, который он, Спилберг,
самый успешный в мире творец поп-культуры, решил сделать когда на студии Warner
Brosers ему сказали, что он может делать что угодно. "Я действительно
не помню, что у меня было то или иное представление о работе над ролью, - вспоминает
Бейл. – Когда тебе 13 лет, ты просто делаешь то, что необходимо. Прежде чем
съемки начались, мой отец сказал мне: "Это может стать совершенно удивительным
опытом, а может – худшим событием в твоей жизни". И на съемках были моменты,
когда я желал, чтобы этого никогда не случалось. Понимаете, в подростковом
возрасте просто хочется быть обычным. Дети подходили ко мне со словами: "Где
этот парень из "Империи солнца"?", и начиналась драка. И подобное
происходило постоянно. Но при этом я не могу сказать, что мне неприятно вспоминать
то время, и я совершенно не представляю, чем бы занимался теперь, если бы не
было "Империи солнца".
Сыграв небольшую,
но великолепную роль в шекспировской экранизации Кеннета Браны "Генрих
V", а потом перевоплотившись в Джима в телеверсии "Острова
сокровищ" канала TNT, Бейл уже был близок к тому, чтобы
стать "подходящим актером для костюмных фильмов" -
ситуация, в которой можно было застрять на много лет (а кто
знает, может, и навсегда). Но тут он получил свою вторую большую,
звездную роль в фильме "Newsies", который был и остается кинематографическим
Three Mile Island. [Three Mile Island – атомная электростанция
в Пенсильвании, где 28 марта 1979 года произошла одна из крупнейших
в США ядерных аварий; по сути, "американский Чернобыль" -
прим.переводчика]. "Стоит сказать что-нибудь плохое
про "Newsies",
и тут же находится огромное количество людей, готовых тебе
возразить, - говорит Бейл со смехом. Он прав: фильм "Newsies" стал в такой степени культовым, что один
неистовый фанат на самом деле изменил имя на "Джек Келли" (так
звали в фильме персонажа Бейла).
Мюзикл,
который поклонники Бейла обнаружили пост-фактум, после того,
как были очарованы его игрой в "Маленьких женщинах",
вышел на экраны в то время, когда никто не горел желанием увидеть
этот жанр возрожденным. Но если бы желающие и были, они определенно
не имели бы в виду этот мюзикл. "Мне никогда не тянуло
сыграть в мюзикле, - говорит Бейл. – И не тянет до сих пор.
На самом деле, когда я впервые прочел сценарий, я и не думал,
что это мюзикл. Позже, когда я обнаружил, что это именно так,
я поинтересовался у Кенни (Ортеги): может, я мог бы посидеть
в пабе, пока будут сниматься танцевальные номера, и выйти,
когда они закончатся? Я надеялся, что смогу сыграть главную
роль в мюзикле без того, чтобы петь и танцевать! В конце концов
я сказал: "Блин, давайте это сделаем". Но у меня
было множество сомнений – я никогда не любил мюзиклы, и уже
тогда я точно знал, что никогда больше не снимусь в чем-то
подобном".
Возможно,
это лишь мое мнение, но я уверен: неважно, насколько солнечным
будет небосклон Бейла, "Продавцы газет" всегда будут
омрачать его как небольшая грозовая туча. Однако сам Бейл утверждает,
что философски относится к тому, что могло бы сломать карьеру
любого молодого актера. "Я оглядываюсь на это время с
любовью, - говорит Бейл о съемках фильма. - У меня был выбор
– поступать в колледж или ехать в Калифорнию сниматься в "Newsies".
Я решил в пользу фильма. И это тоже было своего рода образование".
"Хочешь
послушать о проститутках-newsies?" – спрашивает Бейл,
довольный возможностью увести разговор от своей персоны. –
Мы снимали на студии Universal, и это была весьма масштабная
постановка, сотни статистов, так что я мог работать вместе
со своей семьей и друзьями, и даже с моей собакой. А еще там
были несколько мальчиков из массовки, которые предлагали свои
услуги любому, кто был готов платить, все время, что шли съемки.
Там была даже шайка сводников. Они использовали съемочную площадку
и все остальное, и даже мою гримерку в те дни, когда меня не
было – так мне потом сказали”.
Вдобавок
к тому, что Бейл уцелел после "Newsies",
он благополучно прошел через самый большой страх детей-актеров
– пору полового созревания. ("Нет, не проходил, - выпаливает
он. – Никогда. Я там лысый, как манекен".) Его тактика
скрытности сослужила ему хорошую службу. "Мне повезло,
- говорит он. – Потому что в моем случае не было резкой перемены,
когда люди говорят: "О, какое очаровательное дитя",
а потом: "Это же черт знает что, у него прыщи и волосы
под мышками – он, должно быть, проводит много времени один
в своей комнате". Конечно, я проводил много времени один
в моей комнате". Фильм был единодушно отвергнут публикой
и безнадежно провалился в прокате.
За неудачными "Newsies" последовал неудачные "Свингеры",
фильм, в котором Бейл играл поклонника Гленна Миллера и Гитлерюгенда
в противоположность умильно хорошему мальчику из Гамбурга
в исполнении Роберта Шона Леонарда. Но Бейла это не коснулось
- не имееет значения, насколько убог и напыщен фильм, Бейл
каким-то образом умудряется полностью избежать непременных,
казалось бы, негативных ассоциаций. Потом, в качестве достойной
награды за его терпение и силу духа, он получил роль Лори,
непременного "игрушечного мальчика" семьи Марч,
в фильме Джиллиан Армстронг "Маленькие женщины".
Это был наимудрейший выбор специалистов по кастингу в этом
фильме, который и так прославился подбором актеров, и эта
роль неожиданно упрочила репутацию Бейла в Голливуде – к
нему стали относиться как к чему-то большему, чем очередной
хороший ребенок-актер, удачно попавший на конвейер киноиндустрии.
"Это
была Вайнона, в основном, - говорит он, когда я спрашиваю,
как он получил роль. – Так мне сказали. Меня пригласили, а
потом я встретился с Вайноной и Джиллиан, мы попробовали, и
я получил роль. Вайнона очень активно вмешивалась в работу
по подбору актеров и в каждый аспект фильма – она постоянно
обсуждала с Джиллиан процесс создания картины. Она захотела,
чтобы я сыграл Лори. Если говорить о ком-то, кто смотрел много
фильмов – она видела все, где я снимался".
Включая,
как я предполагаю, и шведско-норвежско-русский фильм-сказку "Страна
дальняя", фильм, который, как Бейл любит отмечать, был
в тот год в Швеции популярнее, чем “Взвод”, и который снимался
всего в нескольких сотнях миль от Чернобыля, где случилась
печально известная катастрофа. ("На самом деле, мы ненадолго
покинули страну, но недостаточно надолго, конечно. Но мы не
могли ждать каких-то 2000 лет, верно?"). Еще одно недостающее
звено – "Принц Ютландии", не выходившая на больших
экранах средневековая сага (выпущенная только на видео в Британии),
в которой, к удовольствию армии поклонниц Бейла, можно было
впервые увидеть его голый зад.
"Маленькие
женщины" стали для Бейла торжественным "вступлением
в возраст" в киноидустрии, где забытые молодые актеры
– столь же обычное явление, как газетные гороскопы. "Маленькие
женщины" определенно стали поворотной точкой, - соглашается
Бейл. – И не только в плане карьеры. Я знал, что делаю что-то
новое, то, что мне нравится”.
У Бейла не было никаких проблем с предвзятостью, когда он приступил к работе
над фильмом. "Я даже никогда не слышал об этой книге, мы в Англии читали "Повелителя
мух". Имя режиссера тоже было ему едва знакомо. "В первый же вечер
в Ванкувере – было лето, снег полностью растаял – Джиллиан и я отправились
выпить по стаканчику, и она упомянула о своем фильме, не помню, что именно,
а я смотрел на нее с мыслью: "Черт, я не имею не малейшего представления,
о чем ты говоришь". Армстронг – это не Спилберг, конечно, но за несколько
лет до "Маленьких женщин" она уже привлекла внимание Голливуда своим
фильмом My Brilliant Career, и с тех пор ее картины если и не собирали много
денег, то неизменно получали положительные отзывы критиков. "Она сказала: "Кристиан,
возможно, это неплохая мысль – порепетировать с теми, с кем тебе придется работать,
- смеется Бейл. – Во время съемок фильма я испытывал по большей части весьма
собственнические чувства. Вайнона, Трини Альварадо, Саманта Матис, Клэр Дейнс,
Кирстен Данст, Джиллиан - это было чувство невероятного мужского собственничества.
Я был там месяц и почувствовал что-то вроде обиды, когда приехал Эрик Штольц.
Скажу вам, я выбрал правильную профессию. Я жаден до актрис. Интимность устанавливается
так легко. Когда встречаешь кого-то – кого-то, кто имеет мужество быть актрисой
– на прослушивании, это хороший способ узнать друг друга поближе. А репетиции
– это еще лучше. Американские и европейские девушки, кажется, находят очаровательной
мою английскую неловкость и слюнтявость. И пока это срабатывает, я счастлив".
Озвучив
Томаса в мультфильме "Покахонтас", Бейл, благодаря
все тем же "Маленьким женщинам", получил весьма выигрышную
роль в фильме Джейн Кэмпион "Портрет леди". "У
меня всего пять сцен в фильме или около того, но кажется, что
больше, потому что все остальные персонажи все время говорят
обо мне. И к тому же, каждую мою сцену можно назвать переломной
для моего героя". Бейл снимался в "Леди" более
или менее одновременно с работой в малоизвестном "Секретном
агенте" Кристофера Хэмптона. "Это было забавно –
Жерар Депардье, рыгающий в моей гримерной в одних кальсонах,
Боб Хоскинс, орущий "е#$%$тые п&#$дюки!" на команду
всякий раз, когда бывал в хорошем расположении духа, Патрисия
Аркветт, занимающаяся кунг-фу в корсете…"
И только
теперь Бейлу надоело пребывать в нише "исторических картин",
которую он для себя простодушно определил. "Действие "Метролэнда" происходит
в 1977, и это наиболее близкая к современности роль из всех,
которые я получал, - говорит он о фильме, в котром он в настоящее
время снимается вместе с Эмили Уотсон, обратившей на себя внимание
работой в фильме "Рассекая волны". "До сих пор
самыми близкими к современности были для меня 40-е годы. И
я по-настоящему наслаждаюсь, играя в таком фильме: больше никаких
высоких шляп, камзолов, ничего". "Ничего" -
это верно сказано: в "Метролэнде" немало обнаженной
натуры. "Весь фильм – о сексе, о том, как это здорово,
так ли это здорово, как бывало раньше, и так далее. Меня это
действительно не тревожило. Возможно, в один прекрасный день
я внезапно стану скромным, но мне трудно представить себе такое.
В итоге все сводится к тому, что ты просто снимаешь штаны и
остаешься нагишом. Как только окружающие все увидели, беспокоиться
больше не о чем".
Трудно представить себе тут волну шока, которая ждет международное сообщество
поклонниц Бейла, когда их кумир смело вступит во взрослый, полу-непристойный
мир, ведь до сих пор они могли занять себя лишь остановкой кадра и обсуждением
ниточки слюны во время поцелуя Кристиана и Вайноны в "Маленьких женщинах".
И не думайте, что они этого не делают. На сайте фан-клуба Бейла каждую неделю
бывает более 60 000 посетителей. Держа это в перспективе, заметьте, что в не
относящихся прямо к Бейлу интернет-чатах Бейл – более обсуждаемая личность,
чем, скажем, Леонардо ди Каприо или Крис о’Доннел.
Целеустремленная
страсть Baleheads способна в буквальном смысле слова бросать
в дрожь, касается ли это интернета, абсурдной популярности "Newsies" на
видео или их кампаний по написанию писем на киностудии с целью,
чтобы Бейла взяли в определенные фильмы. Бейл незаметно пролистывает
образчик такого письма, который я ему показываю, пытаясь скрыть
его от парижан, толпящихся вокруг нас. "Посмотри: "Я
люблю, как движется его рот, когда он говорит", - он начинает
двигать ртом как жертва синдрома Tourette [Синдром Туретта
– невралгическое заболевание, которое проявляется в виде множественных
лицевых тиков]. – Одна моя половина думает: пусть пишут
и думают, что хотят, это здорово, это не причиняет мне вреда.
А другая половина говорит что-то вроде: "Боже мой!".
Пару раз я почувствовал себя по-настоящему униженным и решил
держать это под контролем, так что сейчас я иногда отвечаю
им через интернет: "Нет, будет лучше, если вы не будете
писать то или это в ваших обращениях". Парень, который
всем этим занимается - китаец, он спит по четыре часа в день,
а однажды совершенно бесплатно реорганизовал систему Канадской
Национальной Библиотеки, потому что увидел, что она находится
в беспорядке. Я для него просто еще один проект".
Возможно, все это - первые признаки того, что Бейл так успешно избегал все
это время: его образ на публике начинает ускользает из-под его контроля. "Недавно
в небольшом интервью я пошутил, что люди могут начать посылать в письмах змей,
если мне не дадут роль, и вскоре я увидел, что люди в интернете обсуждают: "Он
что, хочет, чтобы мы посылали в письмах змей?" Удивительно. Но я не думаю,
что все мои поклонники – слабоумные. Во всяком случае, я надеюсь, что это не
так". Зная, что эта статья будет досконально изучена его поклонницами,
я спрашиваю Бейла, есть ли что-нибудь, чего о нем еще не знают его фанаты в
интернете, и о чем он хотел бы рассказать. "У меня нет члена!" –
предлагает он свой вариант. А потом говорит: "Ну, моя мама работала в
цирке – была клоуном, танцовщицей, ездила верхом на слоне, работала на трапеции
– была одной из тех леди в блестках. Меня все время окружали невероятно красивые
полуодетые женщины. Именно тогда я впервые увидел обнаженную женщину. Мне было
лет семь, и я строил глазки всем этим обнаженным красавицам, которые ходили
мимо. А впервые в жизни я поцеловался с польской гимнасткой – ее звали Барта
и она работала на трапеции".
Бейл великолепно
осознает свое положение в киноиндустрии и свою конкурентноспособность
в получении ролей – он каждый раз точно знает, что делают в
данный момент Леонардо ди Каприо, Этан, Бальтазар и Лукас.
В то время как у Бейла после нескольких проб была хорошая возможность
получить роль Меркуцио в шекспировской "Ромео и Джульетте",
он соперничал за роль в следующем фильме индийского уроженца
Тодда Хайнса (Safe) и за обаятельно-аморальную главную роль
в "Талантливом мистере Рипли", римейке французского
фильма 60-х годов Purple Noon с Аленом Делоном. В любом случае,
если он или его Baleheads будут следовать тем же путем, незаметная
карьера и публичная анонимность, которыми Бейл до сих пор наслаждался,
возможно, останутся в прошлом.
Оригинал
- The
Bale Collection. Перевод - Irina, .