Машинист /
The Machinist
Последнее обновление – 20 февраля 2004
Режиссер – Брэд Андерсон
Сценарист – Скотт Алан Косар
Продюсер – Хулио Фернандес
Оператор – Ксави Гименез
Художник – Алан Байни
Монтаж – Луи де ла Мадрид
Звук – Альберт Манера
Композитор - Роке Баньос
Спецэффекты - Рауль Романиллос и Педро де Диего.
В ролях:
Кристиан Бейл (Тревор)
Дженифер Джейсон Ли (Стиви)
Айтана Санчес-Гихон (Мари)
Джон Шэриан (Иван)
Майкл Айронсайд (Миллер)
Ларри Джиллиард (Джексон)
Рег Е. Кэзи (Джонс)
Анна Массей (миссис Шайк)
Испания, 2004.
Продолжительность 90 минут.
Официальный сайт:
- machinistmovie.com
Премьера в России:
26 декабря 2004
года (дистрибьютор - "Пирамида
Кино").
Официальный пресс-релиз фильма:
- пресс-релиз
"Машиниста".
Издан в России:
-
на VHS ("Пирамида")
- на DVD (Region 5, "Пирамида")
(подробнее
об издании на DVD)
Дата
выхода фильма в США:
15 октября 2004 (ограниченный прокат)
Статьи
о фильме:
- "Истощенный
Бэтмен" ( 20 января 2004)
- "Был
Бейтменом, стал Бэтменом" (февраль
2004)
- Брэд Андерсон
о "Машинисте" (февраль 2004)
- Кристиан
Бейл: "Я точно буду Бэтменом, но вот Бондом - поглядим" ("Известия",
16 февраля 2004)
- "Говорит
Бэтмен" (май 2004)
- Кристиан Бейл о "Машинисте" (15
октября
2004)
- Интервью с режиссером "Машиниста" (7 ноября 2004)
- "Похудеть с Кристианом Бейлом" (21 ноября 2004)
- "Говорит худой человек" (21 ноября 2004) - Как
Брэд Андерсон сделал "Машиниста" таким страшным,
а Кристиана Бейла — таким тощим (21 ноября 2004)
- "Скелет супергероя" (Total
Film, январь 2005)
Архив новостей о фильме:
- май 2003 - декабрь 2004
Видеоролики:
- ролики на сайте kino-govno.com
- ролик
на www.geeknewz.com (продолжительность 5 минут)
- ролик
о съемках (online, сентябрь 2003)
- ролик
"Making of The Machinist" (online, октябрь 2004)
Кадры
из фильма:
Фотографии
со съемочной площадки:
(открываются
в увеличенном виде)
Плакаты
фильма:
(открываются в увеличенном виде)
|
Тревор
Резник, оператор токарного станка в маленькой мастерской,
полностью
потерял способность спать. Бессонница продолжается уже
около года, Тревор невероятно истощен физически и умственно.
У него начинаются проблемы на работе: Тревора обвиняют
в причастности к несчастному случаю. Сначала Тревор мучается
от стыда, потом стыд превращается в паранойю. Ему кажется,
что остальные работники мастерской сговорились, чтобы уволить
его – или даже хуже. Он находит в квартире таинственную
записку, а потом узнает, что работника мастерской, по его
мнению виновного в инциденте, попросту не существует в
природе. Твердо решив разобраться в происходящем, Тревор
начинает расследование странных происшествий, превративших
его мир в ночной кошмар. И чем больше он узнает, тем меньше
хочет знать.
“Машинист”
– один из международных проектов Filmax International,
с которыми студия приобрела
известность в
последние годы. Различные по жанрам, эти фильмы объединяет
англо-испанское или чисто испанское (как в случае с “Машинистом”)
финансирование, съемки в Испании и участие смешанного актерского
состава и команды. В данном случае студия вложила деньги
в проект американского режиссера Брэда Андерсона по сценарию
Скотта Косара. Андерсон приобрел известность в узких кругах,
сняв малобюджетный триллер “Девятая сессия” (за
этот фильм он получил главный приз Международного фестиваля
фантастических фильмов в Каталонии). Скотт Косар – начинающий
сценарист,
самая
известная его работа – римейк картины “Техасская
резня бензопилой”
(2003).
Кристиан Бейл согласился на главную роль в “Машинисте”
после личной встречи с Брэдом Андерсоном. Сценарий показался
ему
многообещающим – настолько многообещающим, что Бейл решил
пойти ради фильма на некоторые жертвы. По сценарию, истощенный
бессонницей Тревор Резник выглядел, по словам режиссера,
“как ходячее пугало”. Кристиан Бейл решил максимально
приблизиться к этому состоянию.
“Для меня это был очень необычный проект, один из самых
необычных за последнее время, и в роль я хотел погрузиться
глубже обычного,
– рассказывал Бейл. – Поэтому я пошел к диетологу
и спросил: “Что будет, если я похудею до 140 фунтов (63,5
кг)?” Столько весил Тревор в первой версии сценария.
Доктор заверила, что моему здоровью это не повредит. Но
потом Скотт
немного изменил сценарий, и мой герой стал весить уже
130 фунтов, а потом вообще 120. Я позвонил Скотту, чтоб
сказать: "Эй,
ты что делаешь!". Но потом подумал и понял, что
меня это не остановит”.
За четыре месяца, прошедшие от беседы с Брэдом Андерсоном
до начала съемок в мае 2003 года, Кристиан, соблюдая
строгую диету, похудел более чем на 60 фунтов (около
27 кг) – почти
на треть своего веса. Когда Бейл появился на съемочной
площадке, режиссер был потрясен до глубины души. “Мы,
конечно, договорились,
что он сбросит несколько килограммов, – говорил Андерсон.
– Но я даже не предполагал, что он ТАК похудеет!”
Съемки фильма начались 26 мая в Барселоне и продолжались
до конца июля. Они проходили на улицах города, а
также в порту и парке аттракционов Тибидабо. Сцены
в мастерской,
где работает Тревор Резник, снимались по ночам в
настоящей мастерской. “Вечером рабочие уходили,
и до утра мы
занимали их места, – рассказывал Бейл. – Что касается
работы на
станке,
для Тревора мы хотели подобрать что-нибудь очень
простое, скучное и вводящее в транс, так что свой
станок я освоил
за пять минут”. Бюджет картины составил приблизительно
5 млн. долларов.
Съемки
в “Машинисте” дались Кристиану нелегко – мучения своего
героя он ощутил буквально на собственной
шкуре. "Когда
ты так истощен, сил нет вообще. Меня шатало, даже если я
просто шел по улице, - рассказывал Бейл. - Обычно я просто
сидел в своем вагончике и курил; говорить сил не было, только
произносить свои реплики". Однако, по словам
Кристиана, физическая слабость и “несколько странное
психологическое
состояние” очень помогали ему в работе над образом.
Для того, чтобы сыграть сильную усталось Тревора,
Бейл и сам пытался не спать, “недолго, разумеется,
пару
ночей, больше
выдержать я не мог. Иногда я спал всего пару
часов, а остальное время ночи просто сидел на кровати,
уставившись в стену.
Удивительно, но когда чувствуешь себя очень
уставшим,
в мозгах что-то происходит - и усталость даже
доставляет удовольствие.
Хотя бы потому, что в состоянии усталости легче
ощущать себя другим, то есть собственно играть.”
Герой
Кристиана читает по ночам “Идиота” Достоевского. По мнению
Бейла, у фильма “Машинист” много
пересечений с Достоевским,
но скорее даже не с “Идиотом”, а с “Преступлением
и наказанием” и повестью “Двойник”. “Между
моим персонажем и Раскольниковым
есть кое-что общее: чувство вины, которое
постоянно гложет их обоих. Что касается темы двойников,
она тоже,
мне
кажется, навеяна Достоевским. Кстати, в сценарии
двойник моего Тревора
по имени Айвен (то есть Иван)
был внешне похож на него. Идея сделать его
совсем другим, абсурдно не похожим и вообще чернокожим,
кажется мне очень
удачной, потому что запутывает зрителя и
усиливает в фильме элемент триллера. А возвращаясь к
Достоевскому, я вижу в
фильме еще две отсылки к нему. Во-первых,
явно не случайно, что многие персонажи носят русские
имена: Мариа, Айвен, Николас.
А во-вторых, мой персонаж обитает в воображаемом
мире, который кажется ему единственно реальным. А Николас
вдобавок страдает
эпилепсией, как герой "Идиота".
Во время съемок Бейл какое-то время продолжал
придерживаться строгой диеты. По словам
участников съемочной группы,
его рацион в те дни состоял из чего-то
вроде одного яблока и стакана воды. “Он весил едва
ли не меньше
меня и выглядел
ужасно, – вспоминает его партнерша по фильму,
Дженифер Джейсон
Ли. – В определенные дни, когда ему приходилось
раздеваться в кадре, он даже воды не пил.
Но когда все сцены,
где Тревор
раздет, были отсняты, он снова начал есть.
Причем мы все его предупреждали: “Аккуратнее!
Начинай
с яиц всмятку
или
с бульона. Но он сразу принялся за пончики,
и ничего, даже не заболел! – удивлялась
актриса.
Кристиану
требовалось как можно быстрее набрать вес
– в сентябре ему предстояло
прослушивание
на роль в “Бэтмене: Начало”.
Несколько
сцен воспоминаний Тревора, в которых он выглядит вполне
здоровым, снимались 2, 5 месяца спустя после завершения
съемок в Барселоне, когда Кристиан уже вернул себе прежний
вид.
Говоря
о “Машинисте” в многочисленных интервью, Бейл впоследствии
неоднократно подчеркивал,
что не пошел
бы на такие испытания
ради какого-то рядового проекта, и что
повторять подобные подвиги часто он не
намерен: “Я
изменял свое тело ради
“Американского
психопата” [роль, которую
Бейл очень хотел получить - Irina], а
теперь сделал это ради “Машиниста” - картины, которая
мне очень нравится и очень много для
меня значит. К
тому же, это один их немногих фильмов,
для которых подобное
погружение в роль было необходимо”.
По словам Бреда Андерсона, фильм – "не типичная драма,
но и не триллер в общепринятом понимании этого слова. Драму
переживает герой Кристиана Бейла, его характер подвергается
самому пристальному анализу. Это очень сложная роль с точки
зрения актерской работы, но одновременно в фильме есть место
и крови, и страху".
“Параноидальная атмосфера этого фильма
и та вселенная, которую мы создали
вокруг его
персонажей
- во
многом отражение мира,
в котором мы живем с 11 сентября,
мира, в котором люди вынуждены постоянно
оглядываться черед
плечо, потому
что убийцы могут
быть среди нас, – говорит о картине
режиссер. – Неважно, куда ты идешь,
потому что
нет места, где
бы ты был
в полной безопасности. Враг скрывается
где-то
рядом".
Премьера фильма “Машинист” состоялась
в январе 2004 года на кинофестивале
Санденс. Как и
следовало ожидать,
критики
и зрители были поражены внешним
видом Кристиана
Бейла и его способом погружения
в роль. Однако у фильма
нашлись и другие
достоинства. “Машинист” – это яркий
сюжет, хорошо подобранный актерский
ансамбль,
звук и визуальное
воплощение,отражающие
странное душевное состояние героя.
Стильное сочетание этих
элементов позволяет говорить о
сходстве фильма с шедеврами Романа Полянского
и Хичкока.
Андерсон использует
плавное
движение камеры и выразительные
ракурсы для создания запоминающегося образа
человека, который заблудился
в собственном прошлом
и стремится отыскать истину, потому
что в
этом - его спасение, – говорится
о фильме в официальном
путеводителе
по фестивалю
Санденс.
В
феврале фильм показали на международном кинофестивале
в Берлине, а к моменты выхода в широкий прокат в октябре
2004 года “Машинист” успел поучаствовать
в конкурсной и внеконкурсной
программе почти десятка международных
фестивалей и форумов, в том числе
таких престижных, как фестивали
в
Эдинбурге и Торонто. На сайте
кинофестиваля в Эдинбурге фильм был назван "жутким
путешествием в дебри подсознания, своей мрачной
напряженностью и эксплуатацией страхов городского
жителя напоминающий "Бойцовский
клуб" и "Игру" Дэвида
Финчера", а на международном
кинофестивале фантастических
фильмов в Нойчателе картина удостоилась
двух премий - в номинациях"Competition
internationale" и "Melies d’Argent".
Два приза "Машинист" получил и на престижном
Межународном фестивале фантастического
кино в Ситхесе
(Каталония) - в категориях "Лучший оператор"
(Хави Гименес) и "Лучший актер" (Кристиан
Бейл).
© .
Все права защищены.
|